История профессии "Художник-оформитель"
Художник-оформитель — специалист в области изобразительного искусства, использующий художественные приемы и средства в целях оформления.
На Руси художественное образование существовало в форме индивидуальной подготовки иконописцев, мастеров монументальной живописи и резчиков непосредственно в мастерских.
В XVIII веке положительную роль в развитии художественного образования в России сыграла созданная Петром I в 1711 году Рисовальная школа при Петербургской типографии.
Крупной художественной школой в первой половине XVIII века стала так называемая живописная команда "Канцелярии от строений". В ней работали и учились многие известные русские мастера живописи — И.Я. Вишняков, А.П. Антропов и др. Крупнейшим центром художественного образования в России стала основанная в 1757 г. в Петербурге Академия художеств. В XIX веке в ней получили образование художники-реалисты А.А. Иванов, К.П. Брюллов, а также В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.И. Шишкин.
Профессиограмма "Художник-оформитель"
Наименование профессии |
художник-оформитель
|
Доминирующий способ мышления |
адаптация — координация
|
Дополнительные способы мышления |
производство — ловкость; креативность — гармония |
Область базовых знаний №1 и их уровень |
теория и история культуры, история искусства, мировая художественная культура
|
Область базовых знаний №2 и их уровень |
черчение, рисование, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
|
Профессиональная область |
искусство
|
Межличностное взаимодействие |
частое по типу "вместе"
|
Доминирующий интерес |
артистический
|
Дополнительный интерес |
социальный
|
Условия работы |
в помещении / вне помещения; сидячий / мобильный |
Предпочтительный пол |
— |
Доминирующие виды деятельности профессии "Художник-оформитель":
- художественно-оформительская работа по заказам структурных подразделений учреждения (организации);
- графические и шрифтовые работы к материалам исследований и разработок, совещаний, научных конференций, семинаров и творческих дискуссий;
- составление эскизов и выполнение работы по художественному оформлению проектов, макетов, научно-технических отчетов и т.д.;
- участие в разработке проектов художественного оформления помещений и фасадов зданий учреждения (организации), а также занимаемой территории;
- определение наиболее рациональных решений цветового оформления интерьеров;
- авторский контроль за реализацией художественно-оформительских решений;
- контроль за соблюдением эстетических требований при реконструкции и строительстве производственных, служебных и культурно-бытовых помещений;
- разработка рекомендаций по выбору рабочей одежды, соответствующей специфике производства и виду труда;
- разработка проектов благоустройства и озеленения территории предприятия, архитектурно-художественного оформления фасадов зданий и т. д.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности художника-оформителя:
Способности |
Личностные качества, интересы и склонности |
- художественные способности;
- хорошие зрение и глазомер;
- творческие способности;
- способность воспринимать и различать широкий спектр цветов и их оттенков;
- развитое пространственно-образное мышление;
- высокий уровень развития воображения;
- развитое внимание к деталям.
|
- оригинальность, находчивость;
- самостоятельность;
- наблюдательность (способность подмечать даже незначительные мелочи и недостатки);
- открытость для восприятия нового;
- чувство гармонии и вкуса.
|
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- отсутствие художественных способностей;
- отсутствие или низкий уровень развития пространственно-образного мышления и воображения;
- отсутствие творческих способностей;
- отсутствие вкуса;
- ригидность мышления.
Области применения профессиональных знаний:
- художественно-конструкторские подразделения на промышленных предприятиях;
- сфера культуры и быта;
- театры, дворцы культуры;
- киноиндустрия;
- образовательные учреждения (колледжи, техникумы, вузы);
- правоохранительные органы (составление портрета преступника, подозреваемого).
|