История профессии "Музыкальный редактор"
Музыка — "вид искусства, воспроизводящий окружающую нас действительность в звуковых художественных образах". Об "изобретении" музыки было сложено много легенд. Например, древние греки считали музыку великим даром богов, а солнечного бога Аполлона — покровителем искусств и особенно музыки. Древнегреческий миф о певце Орфее рассказывает, что даже дикие звери приходили слушать его голос и мирно лежали у ног певца. А в русской былине повествуется о певце-гусляре Садко, искусство которого покорило морскую стихию. Музыка играла важную роль в жизни людей еще на заре человеческого общества. Люди всегда сопровождали свою деятельность музыкой (отсюда пошли колыбельные, военные, трудовые песни, погребальные плачи).
Профессия же "музыкальный редактор" как таковая появилась с развитием радио и телевидения. В советские времена музыкальный редактор занимался не только отслеживанием музыкального содержания программы, но и идеологической стороной произведений. Профессия "музыкальный редактор" в России в сегодняшнем ее понимании стала реальностью только в 90-х годах XX века с появлением первых музыкальных радиостанций (Радио "Рокс", "Европа-плюс", "М-радио", "Радио 101") и первого музыкального канала ("2x2").
Профессиограмма "Музыкальный редактор"
Наименование профессии |
музыкальный редактор
|
Доминирующий способ мышления |
адаптация — координация
|
Дополнительные способы мышления |
приложение — регуляция; креативность — гибкость |
Область базовых знаний №1 и их уровень |
основы искусствоведения, уровень 3, высокий (теоретический)
|
Область базовых знаний №2 и их уровень |
музыка, аранжировка, основы эстрадного искусства, английский язык, владение компьютером, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
|
Профессиональная область |
музыка
|
Межличностное взаимодействие |
частое
|
Доминирующий интерес |
артистический
|
Дополнительный интерес |
предприимчивый
|
Условия работы |
в помещении; сидячий / мобильный |
Предпочтительный пол |
— |
Доминирующие виды деятельности профессии "Музыкальный редактор":
- работа на радиостанциях, музыкальных каналах, в музыкальных программах:
- прослушивание новых музыкальных поступлений;
- составление плей-листов (play-list) и общего списка песен радиостанции, музыкальной передачи, канала;
- выбор песен для эфира;
- коррекция списка песен (снятие старых композиций, добавление новых);
- определение категории песен (частота их появления в эфире);
- выстраивание музыкального эфира соответственно музыкально-информационному формату и аудитории радиостанции, музыкальной передачи, канала;
- составление отчетов для Российского авторского общества об использованных песнях на радиостанции, музыкальном канале, в музыкальной передаче;
- принятие участия в составлении музыкальных сборников радиостанции;
- организация концертов, выступлений артистов на радиостанции, музыкальной передаче, канале;
- поиск новых музыкальных произведений;
- поиск новых форм подготовки программы;
- составление музыкальных рейтингов песен;
- создание базы данных музыкальных произведений и исполнителей;
- работа в концертных залах, театрах;
- поиск заказчика (артиста);
- подготовка программы совместно с артистом, режиссером;
- проведение программы;
- изучение репертуара артиста;
- работа с репертуаром;
- работа с материалами артиста;
- участие в оформлении программы;
- проведение репетиции совместно с режиссером.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности музыкального редактора:
Способности |
Личностные качества, интересы и склонности |
- хорошая память (в т. ч. музыкальная);
- музыкальный вкус;
- музыкальный слух;
- четкая дикция;
- грамотная речь;
- коммуникативные навыки;
- высокий уровень переключения, распределения и объема внимания;
- организаторские способности;
- тонкое музыкальное чутье;
- креативность, творческость;
- способность не переносить собственные музыкальные вкусы на аудиторию.
|
- эрудированность;
- находчивость;
- энергичность;
- общительность;
- коммуникабельность;
- заинтересованность;
- интерес ко всему новому;
- стремление к саморазвитию;
- терпеливость;
- оригинальность.
|
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- отсутствие музыкальных способностей (музыкального слуха, музыкальной памяти);
- пассивность;
- агрессивность;
- замкнутость;
- нечеткая дикция;
- безграмотная речь;
- отсутствие коммуникативных и организаторских способностей;
- безынициативность.
Области применения профессиональных знаний:
- радио;
- телевидение;
- концертные залы;
- театры;
- музыкальные учебные учреждения.
|