История профессии "Производитель работ (прораб)"
Строительное искусство зародилось в глубокой древности.
Подготовка строителей вначале осуществлялась под руководством мастеров непосредственно в процессе строительства различных сооружений.
Истоки строительного образования в России относятся к X веку.
Обучение мастеров-строителей осуществлялось непосредственно на стройке.
В 1724 году по предписанию Петра I в Москве было создано несколько так называемых архитектурных команд, ученики которых изучали арифметику, черчение, рисование и получали практические навыки по архитектурному ремонту и перестройке зданий.
По мере совершенствования мастерства их производили в сержанты (что давало право проектировать и строить), из сержантов — в гезели (производители работ).
Прораб
—
специалист, который обеспечивает ввод объектов в эксплуатацию в установленные сроки, организует производство строительно-монтажных работ в соответствии с проектной документацией.
В настоящее время прораб — это стержень любой стройки, поскольку без него ни одна стройка вообще не сможет состояться.
Профессиограмма "Производитель работ (прораб)
"
Наименование профессии |
прораб или производитель работ
|
Доминирующий способ мышления |
приложение — регуляция
|
Дополнительный способ мышления |
адаптация
—
координация; производство — выносливость |
Область базовых знаний №1 и их уровень |
высшая математика, начертательная геометрия, сопротивление материалов, уровень 3, высокий (теоретический)
|
Область базовых знаний №2 и их уровень |
документоведение, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
|
Профессиональная область |
строительство
|
Межличностное взаимодействие |
частое по типу "напротив"
|
Доминирующий интерес |
предприимчивый
|
Дополнительный интерес |
реалистический
|
Условия работы |
вне помещения; мобильный
|
Предпочтительный пол |
— |
Доминирующие виды деятельности профессии "Производитель работ (прораб)":
- ознакомление с технической документацией и разработка рекомендаций по ним;
- руководство производственной и хозяйственной деятельностью прорабского участка;
- организация производства и обеспечение соблюдения технологической последовательности строительно-монтажных и ремонтных работ;
- контроль за проведением строительных работ;
- поиск и заказ необходимых строительных материалов;
- контроль за качеством поставляемых материалов;
- подбор специалистов на различные участки работ;
- установление мастерам задания по объему строительно-монтажных и ремонтных работ;
- контроль за технологией выполнения работ;
- ввод строительных объектов в эксплуатацию.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности прораба:
Способности |
Личностные качества, интересы и склонности |
- развитые коммуникативные навыки (умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения, профессиональная компетентность и т.д.);
- организаторские способности;
- способность проявлять качества лидера в общении с подчиненными;
- умение ставить перспективные цели, использовать благоприятные возможности и т. д.;
- способность руководить;
- вербальные способности (умение говорить четко и ясно);
- умение убеждать;
- развитое пространственное мышление и воображение;
- высокий уровень развития переключения и распределения внимания (способность быстро переводить внимание с одного предмета на другой, а также удерживать в центре внимания несколько предметов и совершать одновременно несколько действий);
- способность контролировать свои эмоции.
|
- ответственность;
- четкость, собранность;
- находчивость;
- реалистичность;
- самоконтроль;
- организованность;
- деловая хватка, настойчивость;
- объективность;
- коммуникабельность;
- энергичность;
- гибкость (умение быстро реагировать на изменение ситуации);
- умение быстро восстанавливать работоспособность.
|
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- неуверенность в себе, нерешительность;
- безответственность;
- низкий уровень развития коммуникативных способностей;
- низкий уровень развития организаторских способностей;
- неорганизованность, недисциплинированность;
- неуравновешенность;
- ригидность;
- склонность перекладывать ответственность на других;
- отсутствие интереса к выполняемой работе.
Области применения профессиональных знаний:
- государственное и муниципальное управление;
- туристические компании;
- стрительные компании;
- рекламные агентства и компании;
- промышленность (управление).
|