История профессии "Защитник окружающей среды"
Профессия защитника окружающей среды появилась с началом аграрно-промышленной деятельности человека.
Возделывать земли человеку начал с незапамятных времен.
Истощение пахотных земель привело человека к мысли, что необходимо продумать рациональное использование земель.
Именно тогда возникла идея разделения используемых земель на несколько частей (возделываемые земли и земли, находящиеся под паром).
Со временем люди научились более разнообразно использовать природные ресурсы, что привело к их истощению.
Система правовых мероприятий по охране природных ресурсов в России впервые была разработана Петром I.
Он ввел регламентацию рубок леса в интересах правильного ведения лесного хозяйства.
Кроме того, им была создана первая в России служба лесного контроля.
В 1719 году был и разработаны суровые меры наказания за загрязнение Невы и других рек.
В конце XIX века в России были приняты законы о сбережении леса и об охоте.
В России первое общество - Всероссийское общество охраны природы было учреждено в 1924 году.
В середине XX века начинает развиваться международное сотрудничество в этой области.
В 1948 году создается Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП).
В 1972 году ООН принимает резолюцию об организации и финансовых мероприятиях по международному сотрудничеству в вопросах охраны окружающей среды.
Таким образом, с середины XX века профессия защитника окружающей среды становится популярной.
На сегодняшний день эта профессия очень важна в связи с ухудшением экологии в мире.
Профессиограмма "Защитник окружающей среды"
Наименование профессии |
защитник окружающей среды
|
Доминирующий способ мышления |
адаптация — координация
|
Дополнительный способ мышления |
приложение — диагностика; производство — выносливость |
Область базовых знаний №1 и их уровень |
естественные науки (биология, физика, химия), уровень 3, высокий (теоретический)
|
Область базовых знаний №2 и их уровень |
безопасность, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
|
Профессиональная область |
охрана окружающей среды
|
Межличностное взаимодействие |
частое по типу "напротив"
|
Доминирующий интерес |
предпринимательский |
Дополнительный интерес |
социальный |
Условия работы |
вне помещения; мобильный
|
Предпочтительный пол |
— |
Доминирующие виды деятельности профессии "Защитник окружающей среды":
- контроль за полным использованием сырья предприятиями и организациями при его добыче и переработке;
- контроль за использованием специальных фильтров, улавливающих отходы производства или превращающих их в полезную продукцию;
- работа по предотвращению загрязнения почвы промышленными отходами и ядохимикатами;
- работа по предотвращению загрязнения водоисточников и атмосферного воздуха промышленными, коммунальными и другими выбросами;
- контроль за производством, хранением и использованием атомного, химического и других видов оружия;
- создание общественных инспекций по охране природы;
- организация общественной защиты водоемов, воздушного бассейна, населенных пунктов, мест отдыха от загрязнения промышленными, транспортными и бытовыми отходами;
- охрана флоры и фауны;
- контроль за охраной редких и находящихся под угрозой уничтожения видов животных и растений;
- контроль за применением пестицидов в сельском хозяйстве;
- разработка путей выхода из экологического кризиса в регионе;
- разработка мер по очистке водоемов;
- разработка мер по охране и очистке особо ценных водоемов;
- посадка полезащитных и лесных придорожных полос, декоративных и плодовых деревьев, цветов;
- проверка выполнения мероприятий по сохранению и восстановлению природного богатства;
- агитация лесонасаждений;
- пропаганда охраны природы по радио, телевидению, через печать, выпуск брошюр, плакатов;
- проведение различного рода кампаний ("День птиц", "Неделя леса" и др.);
- организация соревнований и конкурсов по охране природы.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности защитника окружающей среды:
Способности |
Личностные качества, интересы и склонности |
- коммуникативные способности;
- организаторские способности;
- умение убедить;
- развитые вербальные способности (умение лаконично и убедительно выразить свою мысль);
- развитое аналитическое мышление;
- развитое логическое и образное мышление;
- хорошие мнемические способности;
- самостоятельность и гибкость мышления (способность изменять планы и способы решения задач в соответствии с меняющимися условиями);
- способность переносить длительное физическое и психическое напряжение в различных погодных условиях и в различной местности;
- умение глобально мыслить.
|
- инициативность;
- коммуникабельность;
- ответственность;
- наблюдательность;
- энергичность;
- добросовестность;
- уверенность в себе;
- аккуратность.
|
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- безынициативность;
- неразвитые коммуникативные и вербальные способности;
- ригидность мышления (неспособность менять поведение в меняющихся условиях);
- отсутствие организаторских способностей;
- безответственность;
- невнимательность;
- небрежность;
- неорганизованность.
Области применения профессиональных знаний:
- экологические общества, организации и службы;
- фонд охраны окружающей среды;
- заповедники;
- учебные заведения.
|