История профессии "Осмотрщик-ремонтник вагонов (железнодорожник)"
Профессия "осмотрщик-ремонтник вагонов" появилась с возникновением железных дорог общего пользования.
Железная дорога — комплексное транспортное предприятие, имеющее все технические средства для перевозки пассажиров и грузов.
Причем важной составляющей железнодорожного комплекса является система технической поддержки подвижного состава, поскольку без этого невозможно бесперебойное движение поездов.
Хотя прообраз железной дороги появился в древности — это были рельсовые (деревянные или каменные) колеи, по которым перетаскивали тяжелые грузы, — первый в мире паровоз был изобретен и построен в 1803 году английским горным инженером Ричардом Тревиком.
В 1825 году Джордж Стефенсон построил первую в мире железную дорогу общего пользования с паровой тягой между городами Стоктоном и Дарлингтоном в Англии.
Именно в это время начали осматривать железнодорожные вагоны перед выездом.
Однако первые "осмотрщики" выполняли очень много разнообразных функций: они производили осмотр не только вагонов, но и локомотивов, осуществляли не только осмотр, но и ремонт. Поэтому люди данной профессии обязаны были обладать большим количеством знаний по устройству и функционированию вагонов и локомотивов и совершенными техническими навыками.
Первая в России железная дорога общего пользования протяженностью 27 километров была построена в 1837 году между Петербургом и Царским Селом.
Она служила для деловых и увеселительных поездок царя и не имела большого экономического значения.
В 1851 году в России строится первая в мире двуполосная железная дорога.
Уже в 1876 году первые опыты по применению электрической тяги провел инженер Пиромкий.
Соответственно люди, производящие осмотр подвижного состава, должны были теперь обладать знаниями по электротехнике.
С этого времени начинается бурное развитие железнодорожного транспорта.
Профессиограмма "Осмотрщик-ремонтник вагонов (железнодорожник)"
Наименование профессии |
осмотрщик-ремонтник вагонов (железнодорожник)
|
Доминирующий способ мышления |
приложение — диагностика
|
Дополнительный способ мышления |
адаптация —
анализ; производство — выносливость |
Область базовых знаний №1 и их уровень |
физика (пневматика, тепло- и электротехника, механика), уровень 3, высокий (теоретический)
|
Область базовых знаний №2 и их уровень |
слесарное дело, кинематика, устройство и конструктивные особенности тепло- и электровоза, его агрегатов и узлов, различных типов вагонов, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
|
Профессиональная область |
ремонтные работы
|
Межличностное взаимодействие |
редкое
|
Доминирующий интерес |
реалистический
|
Дополнительный интерес |
исследовательский
|
Условия работы |
вне помещения; мобильный
|
Предпочтительный пол |
— |
Доминирующие виды деятельности профессии "Осмотрщик-ремонтник вагонов (железнодорожник)":
- осмотр подвижного состава (колодок, буксов, рам, гасителей гидравлических колебаний, кузова вагона и т.д.);
- осмотр тормозных рукавов и автосцепок;
- выявление и участие в ремонте скрытых и очевидных неисправностей подвижного состава;
- передача заданий ремонтным бригадам на устранение выявленных дефектов;
- руководство ремонтшыми операциями;
- определение запаса прочности тех или иных узлов и деталей вагонов, которые пока не требуют замены;
- проверка объема и качества работ, выполненных ремонтными бригадами;
- апробация в действии отремонтированных узлов;
- контроль за состоянием парка грузовых и пассажирских вагонов;
- обеспечение безаварийной работы грузовых и пассажирских вагонов;
- составление графикош подачи составов для технического обслуживания.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности осмотрщика-ремонтника вагонов:
Способности |
Личностные качества, интересы и склонности |
- высокая концентрация и объем внимания;
- высокий уровень устойчивости, переключения и распределения внимания;
- хорошо развитая координация движений;
- хорошая моторная память;
- развитое техническое мышление;
- развитое осязание, острое зрение и точный глазомер;
- хороший слух (навыки различения сигналов);
- хорошее здоровье и физическая устойчивость (способность переносить физическое напряжение при различных погодных условиях в течение долгого времени);
- хорошее зрительное восприятие (умение определить неисправность "на глаз");
- эмоциональная устойчивость.
|
- внимательность;
- наблюдательность;
- ответственность;
- сообразительность;
- бдительность;
- осмотрительность;
- терпеливость;
- выносливость;
- ловкость;
- аккуратность;
- добросовестность.
|
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- безответственность;
- неаккуратность;
- халатность;
- невнимательность;
- неразвитость технического мышления;
- плохие зрение, слух.
Области применения профессиональных знаний:
- депо (вагонные, трамвайные, электродепо);
- пункты технического осмотра;
- пункты технического осмотра на промышленных предприятиях, шахтах.
|