История профессии "Медицинская сестра (медсестра)"
Впервые женский труд для ухода за больными в госпиталях и лазаретах был использован еще при Петре I. По его указу женщины служили сиделками.
Зарождение сестринского дела в России начинается с начала XIX века, когда появляется служба "сердобольных вдов". Женщины приглашались в больницы для того, чтобы осуществлять элементарный уход за больными, а также осуществлять некоторые медицинские манипуляции.
"Сердобольные вдовы" явились своего рода предшественниками медицинских сестер.
И на сегодняшний день медицинская сестра — это "ноги безногого", "глаза ослепшего", опора ребенку, источник знаний и уверенности для молодой матери, уста тех, "кто слишком слаб и погружен в себя, чтобы говорить".
Профессиограмма "Медицинская сестра (медсестра)"
Наименование профессии |
медицинская сестра (медсестра)
|
Доминирующий способ мышления |
приложение — процедура
|
Дополнительные способы мышления |
адаптация — анализ; производство — выносливость |
Область базовых знаний №1 и их уровень |
естественные науки (биология, физика, химия), уровень 3, высокий (теоретический)
|
Область базовых знаний №2 и их уровень |
медицина, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
|
Профессиональная область |
здравоохранение, медицина
|
Межличностное взаимодействие |
частое по типу "напротив" / "рядом"
|
Доминирующий интерес |
социальный
|
Дополнительный интерес |
предприимчивый
|
Условия работы |
в помещении; мобильный
|
Предпочтительный пол |
женский |
Доминирующие виды деятельности профессии "Медицинская сестра (медсестра)":
- уход за больными;
- наблюдение за состоянием больного;
- выполнение лечебных процедур, назначенных врачом;
- оформление и выписка больных;
- контроль за питанием и санитарным состоянием больных;
- оказание помощи врачу на приеме;
- контроль за санитарно-гигиеническим состоянием в отделении и палате;
- контроль, учет и хранение медикаментов;
- оказание квалифицированной помощи по уходу за новорожденными;
- оказание своевременной медицинской помощи в экстренных ситуациях;
- оказание посильной психологической помощи и поддержки больным;
- осуществление реабилитационно-профилактических мероприятий;
- проведение санитарно-просветительной работы среди населения;
- осуществление пропаганды, направленной на борьбу с наркотиками, алкоголизмом, курением;
- оформление медицинской документации.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности медицинской сестры (медсестры):
Способности |
Личностные качества, интересы и склонности |
- развитые переключение, концентрация и распределение внимания (способность быстро переключать внимание с одного вида деятельности, предмета на другой, умение сосредоточиваться на одном объекте или виде деятельности, отвлекаясь от других, и способность удерживать в центре внимания одновременно несколько предметов или параллельно выполнять несколько видов деятельности);
- высокий уровень развития аналитического мышления;
- тонкая зрительная, слуховая и тактильная чувствительность;
- способность быстро реагировать на ситуацию;
- способность работать в напряженных условиях (работа в ночное время, военно-полевые условия работы и т.д.);
- способность к самоконтролю;
- способность переносить большие физические нагрузки;
- ручная ловкость при проведении различных лечебных процедур.
|
- терпеливость и выдержанность;
- доброжелательность и приветливость;
- ответственность;
- аккуратность;
- тактичность;
- чуткость;
- внимательность;
- добросовестность.
|
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- брезгливость;
- безответственность;
- невнимательность;
- эгоистичность;
- жестокость;
- эмоциональная неуравновешенность;
- нетерпимость;
- рассеянность.
Области применения профессиональных знаний:
- медицинские учреждения (больницы, санатории, оздоровительные лагеря и поликлиники, родильные дома и диспансеры, реабилитационные центры, травматологические пункты, женские консультации и медсанчасти, здравпункты, амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты);
- социальные организации (детские дома, приюты, колонии, дома престарелых и инвалидов, дома ребенка);
- работа в правоохранительных органах (детские приемники-распределители);
- образовательные учреждения (школы, детские сады и дошкольные учреждения, институты, колледжи, техникумы, училища);
- работа в МЧС, службах спасения;
- работа на предприятиях;
- научно-исследовательские институты;
- военные организации.
|