История профессии "Геолог"
Геология (с греческого geo — земля и logos — учение) — комплекс наук о составе, строении и истории развития земной коры и Земли. С древних времен люди использовали различные полезные ископаемые для своих целей. Таким образом, неорганизованная, непромышленная добыча полезных ископаемых началась еще с древних времен, когда рудокопы добывали глину и уголь, кроме этого, люди владели знаниями о горных породах, минералах и рудах.
С началом эпохи Великих географических открытий началось изучение Земли. Люди стали интересоваться, как возникают пустыни, горы и т. д., и пытаться научно обосновать свои догадки. В эти времена и появляются первые геологи-мыслители, которые пытались предположить, где могут находиться полезные ископаемые.
Термин "геология" ввел норвежский ученый М. Эшольт в 1657 году.
Качественный скачок в истории геологии (конец XIX - начало XX века) связан с введением физико-химических и математических методов исследования. На сегодняшний день большинство месторождений уже разведано. А для выдвижения прогнозов уже не обязательно выезжать на местность, достаточно в большинстве случаев произвести фото- и киносъемку. Однако до сих пор эта профессия является символом романтики и в ней остается много открытых вопросов: не доказана теория движения материков, остаются необъясненными некоторые геомагнитные аномалии.
Профессиограмма "Геолог"
Наименование профессии |
геолог
|
Доминирующий способ мышления |
адаптация — анализ
|
Дополнительные способы мышления |
производство — выносливость; креативность — гибкость |
Область базовых знаний №1 и их уровень |
химия, ядерная физика, высшая математика, геология, палеонтология, метаморфизм (горообразование), сейсмология, уровень 3, высокий (теоретический)
|
Область базовых знаний №2 и их уровень |
технология геологоразведочных работ, геодезия, картография, океанология, бурение, дешифрирование (разведка месторождений при помощи аэро- и космосъемки), уровень 2, средний (практическое использование знаний)
|
Профессиональная область |
география, геология
|
Межличностное взаимодействие |
редко |
Доминирующий интерес |
исследовательский
|
Дополнительный интерес |
реалистический
|
Условия работы |
вне помещения, мобильный; в помещении, сидячий
|
Предпочтительный пол |
— |
Доминирующие виды деятельности профессии "Геолог":
- организация и выполнение полевых работ по сбору фактического материала о геологии изучаемого района;
- участие в разработке геологического задания;
- подсчет запасов полезных ископаемых;
- составление графических материалов по геологическому строению изучаемого района работ (схемы, карты, разрезы, планы, диаграммы);
- составление эталонных коллекций образцов горных пород и полезных ископаемых;
- определение категории горных пород по их технологическим свойствам (буримость, крепость, разрыхляемость);
- определение категории сложности районов работ;
- прогнозирование движения поверхности;
- работа со специализированной техникой и инструментами;
- промышленная разработка месторождений;
- установление мест заложения горных выработок и буровых скважин нефти и газа;
- разработка планов горных работ и эксплутационной разведки;
- изучение геологического строения месторождений;
- промысловые и геофизические исследования скважин;
- апробирование горных выработок;
- осуществление геологического контроля за горно-эксплуатационными и разведочными работами, состоянием разработки нефти и газа;
- контроль за полнотой и качеством отработки месторождений, освобождением скважин;
- учет потерь, движения разведанных и готовых к выемке полезных ископаемых;
- проведение ремонта скважин;
- обобщение геологического материала и результатов промысловых и геофизических исследований.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности геолога:
Способности |
Личностные качества, интересы и склонности |
- хорошее здоровье;
- умение глобально мыслить;
- развитое логическое и наглядно-образное мышление;
- математические способности;
- аналитическое мышление;
- хорошие мнемические способности (кратковременная и долговременная намять);
- способность длительное время заниматься кропотливой работой (работа в лаборатории);
- самостоятельность и гибкость мышления (способность изменять планы и способы решения задач в соответствии с меняющимися условиями);
- способность переносить длительное физическое и психическое напряжение в различных погодных условиях и в различной местности;
- высокий уровень концентрации внимания;
- способность работать в условиях ненормированного рабочего дня.
|
- выносливость(способность работать в различных погодных условиях и непроходимой местности);
- оперативность (быстрое реагирование и принятие решения в различных ситуациях);
- наблюдательность;
- ответственность;
- упорство;
- усидчивость;
- аккуратность;
- внимательность;
- эмоционально-волевая устойчивость.
|
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- брезгливость;
- неаккуратность;
- невнимательность;
- небрежность;
- неорганизованность;
- ригидность мышления;
- быстрая утомляемость.
Области применения профессиональных знаний:
- научно-исследовательские учреждения геологического профиля;
- независимые геологические организации, выполняющие геологические работы по изучению геологии;
- горнодобывающие промышленные организации;
- нефтегазодобывающие промышленные организации.
|