История профессии "Менеджер по туризму"
Туризм — временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания (Федеральный закон "Об основах туристической деятельности в РФ").
"Путешествия для молодых — часть их образования, для пожилых — часть их опыта" (Ф. Бэкон).
История туризма тесно связана с экономикой, технологией и общественной историей. Путешествия и туризм особенно развились в XX веке и оформились в современном виде в основном за счет автомобилей и самолетов с реактивными двигателями. Однако еще со времен античности путешествия совершались ради торговли, завоеваний и религиозных целей.
Профессиограмма "Менеджер по туризму"
Наименование профессии |
менеджер по туризму
|
Доминирующий способ мышления |
адаптация — координация
|
Дополнительные способы мышления |
приложение — регуляция; креативность — гибкость |
Область базовых знаний №1 и их уровень |
экономика, математика, уровень 3, высокий (теоретический)
|
Область базовых знаний №2 и их уровень |
прикладная психология, социология, менеджмент, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
|
Профессиональная область |
туризм
|
Межличностное взаимодействие |
частое
|
Доминирующий интерес |
предприимчивый
|
Дополнительный интерес |
социальный
|
Условия работы |
в помещении / вне помещения; мобильный
|
Предпочтительный пол |
— |
Доминирующие виды деятельности профессии "Менеджер по туризму":
- формирование туристического продукта: разработка туристического маршрута, выбор страны, определение городов, гостиниц и т.д.;
- разработка экскурсионных маршрутов, определение объектов архитектуры для осмотра и др.;
- изучение и анализ туристской индустрии (осмотр гостиниц и иных средств размещения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного назначения);
- изучение и анализ деятельности конкурентов, предоставляющих туроператорские и турагентские услуги (проведение маркетинга);
- продвижение и реализация туристского продукта: реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках; организация туристских информационных центров по продаже туристского продукта, издание каталогов, буклетов и т.д.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности менеджера по туризму:
Способности |
Личностные качества, интересы и склонности |
- коммуникативные способности (умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения и т.д.);
- вербальные способности (умение говорить четко, ясно, выразительно);
- ораторские способности (умение грамотно выражать свои мысли, умение убеждать);
- умение слушать;
- развитые организаторские способности;
- умение принимать решения в неопределенных ситуациях;
- способность решать проблемные ситуации в короткие сроки;
- способность управлять собой (способность к самоконтролю);
- хорошее развитие словесно-логической и образной памяти;
- хорошее развитие мнемических способностей (долговременная и кратковременная память);
- высокий уровень развития переключения и распределения внимания (способность быстро переводить внимание с одного предмета на другой, а также удерживать в центре внимания одновременно несколько предметов или совершать одновременно несколько действий);
- способность влиять на окружающих.
|
- энергичность, эрудированность;
- терпимость, интерес и уважение к людям;
- оригинальность, находчивость, разносторонность;
- артистизм;
- наблюдательность;
- тактичность, воспитанность;
- стремление к саморазвитию;
- уверенность в себе, принимаемых решениях;
- целеустремленность, настойчивость;
- творческое начало;
- гибкость (умение гибко и быстро реагировать на изменения ситуации);
- упорядоченность (стремление к порядку, технологичности и нормативности);
- наличие развитой интуиции.
|
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- отсутствие склонности к работе с людьми;
- агрессивность, нетерпимость к людям;
- нерешительность, замкнутость;
- ригидность мышления (неспособность менять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды);
- низкий уровень развития или отсутствие организаторских и коммуникативных способностей;
- отсутствие ораторских способностей;
- неумение слушать клиента;
- эгоизм;
- неорганизованность, недисциплинированность;
- узость кругозора;
- неумение противостоять внешним факторам.
Области применения профессиональных знаний:
- туристические агентства и туроператорские компании;
- гостиничный и ресторанный бизнес;
- рекламные агентства и компании;
- образовательные учреждения (школы, детские сады, вузы).
|