История профессии "Машинист локомотива"
Железная дорога — комплексное транспортное предприятие, имеющее все технические средства для перевозки пассажиров и грузов. Локомотив — от латинских слов "locus" — место и "moteo" — тяну, т.е. дословно "двигающий по месту", по рельсам. Это название было придумано Дж. Стефенсоном. Профессия "машинист" не такая древняя, как многие другие, и связана с появлением железных дорог.
Хотя прообраз железной дороги появился в древности.
Это были рельсовые (деревянные или каменные) колеи, по которым перетаскивали тяжелые грузы.
В XVI веке появляются чугунные и стальные рельсы ("колесопроводы") для передвижения различных тележек, повозок вагонеток. Тяга на этих прародительница железных дорог была конной или человеческой.
В 1769 году корабельный механик Джеймс Уатт запатентовал "паровую машину", а за три года до этого механик-самоучка Иван Ползунов запатентовал свою паровую машину. Это событие подвело к созданию будущего двигателя для железных дорог.
Первый в мире паровоз изобрел и построил в 1803 году английский горный инженер Ричард Тревик.
Машина весила 5 т и шла со скоростью 8 км/ч. В 1825 году Джордж Стефенсон построил первую в мире железную дорогу общего пользования с паровой тягой между городами Стоктоном и Дарлингтоном в Англии. Эту дату можно считать датой появления профессии "машинист".
Профессиограмма "Машинист локомотива"
Наименование профессии |
машинист локомотива
|
Доминирующий способ мышления |
приложение — регуляция
|
Дополнительные способы мышления |
адаптация — координация; производство — ловкость |
Область базовых знаний №1 и их уровень |
физика (пневматика, тепло-и электротехника, механика), уровень 3, высокий (теоретический)
|
Область базовых знаний №2 и их уровень |
слесарное дело, кинематика, устройство и конструктивные особенности тепло- или электровоза, его агрегатов и узлов, вагонов, маневровая работа, уровень 2, средний, (практическое использование знаний)
|
Область базовых знаний №3 и их уровень |
навыки вождения железнодорожных составов, уровень 1, низкий (опытные знания, навыки)
|
Профессиональная область |
транспорт
|
Межличностное взаимодействие |
редкое
|
Доминирующий интерес |
реалистический
|
Дополнительный интерес |
конвенциональный
|
Условия работы |
вне помещения; сидячий
|
Предпочтительный пол |
мужской |
Доминирующие виды деятельности профессии "Машинист локомотива":
- управление грузовым, пассажирским поездом дальнего следования, пригородного и местного сообщения, специальным поездом, промышленным локомотивом (на внутризаводских путях, шахтах, рудниках и т.д.);
- маневровые передвижения;
- прием и контрольно-технический осмотр локомотива;
- обеспечение рационального режима управления локомотивом;
- обеспечение правильного режима работы локомотива, прицепных вагонов и их узлов;
- контроль за сигналами, состоянием железнодорожного полотна и контактной сети, показателями контрольно-измерительных приборов в пути следования;
- обеспечение безопасности и соблюдение графика движения поездов;
- выполнение оперативных распоряжений работников, ответственных за движение поезда и производство маневров;
- контроль за безопасной посадкой и высадкой пассажиров;
- информирование пассажиров о посадке, высадке и отправлении поезда;
- контроль за сохранностью и своевременностью доставки груза и безопасностью пассажиров в пути следования;
- принятие экстренных решений в случае применения стоп-крана;
- руководство и контроль за работой членов локомотивной бригады;
- своевременное устранение выявленных в пути следования неисправностей;
- выполнение служебного ремонта локомотива в составе локомотивной бригады.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности машиниста локомотива:
Способности |
Личностные качества, интересы и склонности |
- хорошее здоровье (отсутствие сердечных заболеваний и т.д.);
- быстрота реакции;
- скорость и точность движений;
- хорошая координация движений;
- эмоциональная устойчивость (умение "трезво" мыслить в критических ситуациях);
- психическая устойчивость (умение преодолевать воздействие однообразного ландшафта и ровного гудения приборов длительное время);
- высокий уровень переключаемое™, концентрации, устойчивости внимания;
- острое зрение;
- навыки зрительного восприятия в процессе движения;
- точный глазомер;
- хороший слух (навыки различения сигналов);
- оперативность мышления.
|
- сообразительность;
- осторожность;
- наблюдательность;
- осмотрительность;
- бдительность;
- решительность;
- выдержка;
- дисциплинированность;
- организованность;
- ответственность;
- самообладание.
|
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- невнимательность;
- безответственность;
- плохое зрение;
- плохие показатели быстроты реакции;
- нерешительность;
- сердечные заболевания;
- злоупотребление спиртными напитками.
Области применения профессиональных знаний:
- железные дороги общей сети;
- рудники;
- промышленные предприятия (внутризаводские пути);
- шахты.
|