новости online-гид
intel_mcu2.png
 
 
 
ВерсииОплатаНаграды
 
 
 
 
     
 
ИЩЕТЕ ПРОФЕССИЮ?
Воспользуйтесь
профессиональным ONLINE-гидом
А
Б
В
Г
Д
Ж
З
И
К
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ч
Ш
Э
Ю

Машинист локомотива:

История профессии "Машинист локомотива"

Железная дорога — комплексное транспортное предприятие, имеющее все технические средства для перевозки пассажиров и грузов. Локомотив — от латинских слов "locus" — место и "moteo" — тяну, т.е. дословно "двигающий по месту", по рельсам. Это название было придумано Дж. Стефенсоном. Профессия "машинист" не такая древняя, как многие другие, и связана с появлением железных дорог.

Хотя прообраз железной дороги появился в древности. Это были рельсовые (деревянные или каменные) колеи, по которым перетаскивали тяжелые грузы. В XVI веке появляются чугунные и стальные рельсы ("колесопроводы") для передвижения различных тележек, повозок вагонеток. Тяга на этих прародительница железных дорог была конной или человеческой. 

В 1769 году корабельный механик Джеймс Уатт запатентовал "паровую машину", а за три года до этого механик-самоучка Иван Ползунов запатентовал свою паровую машину. Это событие подвело к созданию будущего двигателя для железных дорог.

Первый в мире паровоз изобрел и построил в 1803 году английский горный инженер Ричард Тревик. Машина весила 5 т и шла со скоростью 8 км/ч. В 1825 году Джордж Стефенсон построил первую в мире железную дорогу общего пользования с паровой тягой между городами Стоктоном и Дарлингтоном в Англии. Эту дату можно считать датой появления профессии "машинист".

 

Профессиограмма "Машинист локомотива"

Наименование профессии машинист локомотива
Доминирующий способ мышления приложение — регуляция
Дополнительные способы мышления адаптация — координация; производство — ловкость
Область базовых знаний №1 и их уровень физика (пневматика, тепло-и электротехника, механика), уровень 3, высокий (теоретический)
Область базовых знаний №2 и их уровень слесарное дело, кинематика, устройство и конструктивные особенности тепло- или электровоза, его агрегатов и узлов, вагонов, маневровая работа, уровень 2, средний, (практическое использование знаний)
Область базовых знаний №3 и их уровень навыки вождения железнодорожных составов, уровень 1, низкий (опытные знания, навыки)
Профессиональная область транспорт
Межличностное взаимодействие редкое
Доминирующий интерес реалистический
Дополнительный интерес конвенциональный
Условия работы вне помещения; сидячий
Предпочтительный пол мужской

  

Доминирующие виды деятельности профессии "Машинист локомотива":

  • управление грузовым, пассажирским поездом дальнего следования, пригородного и местного сообщения, специальным поездом, промышленным локомотивом (на внутризаводских путях, шахтах, рудниках и т.д.);
  • маневровые передвижения;
  • прием и контрольно-технический осмотр локомотива;
  • обеспечение рационального режима управления локомотивом;
  • обеспечение правильного режима работы локомотива, прицепных вагонов и их узлов;
  • контроль за сигналами, состоянием железнодорожного полотна и контактной сети, показателями контрольно-измерительных приборов в пути следования;
  • обеспечение безопасности и соблюдение графика движения поездов;
  • выполнение оперативных распоряжений работников, ответственных за движение поезда и производство маневров;
  • контроль за безопасной посадкой и высадкой пассажиров;
  • информирование пассажиров о посадке, высадке и отправлении поезда;
  • контроль за сохранностью и своевременностью доставки груза и безопасностью пассажиров в пути следования;
  • принятие экстренных решений в случае применения стоп-крана;
  • руководство и контроль за работой членов локомотивной бригады;
  • своевременное устранение выявленных в пути следования неисправностей;
  • выполнение служебного ремонта локомотива в составе локомотивной бригады.

  

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности машиниста локомотива:

Способности Личностные качества, интересы и склонности
  • хорошее здоровье (отсутствие сердечных заболеваний и т.д.);
  • быстрота реакции;
  • скорость и точность движений;
  • хорошая координация движений;
  • эмоциональная устойчивость (умение "трезво" мыслить в критических ситуациях);
  • психическая устойчивость (умение преодолевать воздействие однообразного ландшафта и ровного гудения приборов длительное время);
  • высокий уровень переключаемое™, концентрации, устойчивости внимания;
  • острое зрение;
  • навыки зрительного восприятия в процессе движения;
  • точный глазомер;
  • хороший слух (навыки различения сигналов);
  • оперативность мышления.
  • сообразительность;
  • осторожность;
  • наблюдательность;
  • осмотрительность;
  • бдительность;
  • решительность;
  • выдержка;
  • дисциплинированность;
  • организованность;
  • ответственность;
  • самообладание.

 

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • невнимательность;
  • безответственность;
  • плохое зрение;
  • плохие показатели быстроты реакции;
  • нерешительность;
  • сердечные заболевания;
  • злоупотребление спиртными напитками.

 

Области применения профессиональных знаний:

  • железные дороги общей сети;
  • рудники;
  • промышленные предприятия (внутризаводские пути);
  • шахты.

Вернуться
 
   
 



 

Вы используете устаревшую версию браузера, не отвечающую современным стандартам.
 

Для корректного отображения сайта, пожалуйста, обновите версию браузера или откройте его в другом браузере.