История профессии "Физик"
Задолго до нашей эры народы Древнего Востока накопили много технических и естественно-научных знаний из-за необходимости строить пирамиды, храмы, с возникновением мореплавания.
Но эти знания не содержали в себе никаких данных о строении тела и о причинах явлений природы. Первые изыскания по этим вопросам принадлежат ученым античного мира: Гераклиту, Анаксимену. Древнегреческий ученый Гераклит впервые высказал предположение о том, что все тела состоят из мельчайших неделимых частичек — атомов. Изначально физика существовала в неразрывной связи с философией, а рождение ее как самостоятельной науки произошло в эпоху просвещения и связано с именами Ньютона, Гука, Лейбница. В настоящее время наиболее развивающимся направлением в физике является квантовая физика, которая позволяет нам узнавать все новые и новые микрочастицы.
Профессиограмма "Физик"
Наименование профессии |
физик
|
Доминирующий способ мышления |
адаптация — анализ
|
Дополнительные способы мышления |
приложение — процедура; креативность — оригинальность |
Область базовых знаний №1 и их уровень |
естественные науки (физика, химия, биология), уровень 3, высокий (теоретический)
|
Область базовых знаний №2 и их уровень |
естественные науки (физика, химия, биология), уровень 2, средний (практическое использование знаний)
|
Профессиональная область |
физика
|
Межличностное взаимодействие |
частое по типу "рядом" |
Доминирующий интерес |
исследовательский
|
Дополнительный интерес |
реалистический
|
Условия работы |
в помещении; мобильный |
Предпочтительный пол |
— |
Доминирующие виды деятельности профессии "Физик":
- проведение физических исследований посредством эксперимента;
- построение математических моделей физических явлений;
- описание базовых свойств окружающего мира;
- изучение структуры пространства, элементарных частиц, взаимодействия между ними, поведения физических макрообъектов;
- изыскание физических закономерностей, законов природы;
- изучение законов движения тел;
- изучение поведения жидкостей и газообразных веществ;
- изучение температурных процессов;
- изучение законов взаимодействия микрочастиц;
- изучение законов электрического взаимодействия;
- изучение вопросов излучения электромагнитной энергии, распространения и превращения ее в веществе;
- исследование строения атомного ядра, природы космических лучей и процессов превращения атомных ядер, а также свойств элементарных частиц.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности физика:
Способности |
Личностные качества, интересы и склонности |
- хорошая память на числа и символы;
- аналитическое мышление;
- математические способности;
- склонность к рациональному, логическому анализу.
|
- склонность к научно-исследовательской деятельности;
- методичность;
- склонность к анализу;
- интуиция (умение делать правильные выводы из недостаточных данных);
- самостоятельность;
- эмоциональная устойчивость;
- самоорганизованность;
- ответственность;
- стремление преодолевать и исправлять ошибки, не бояться неудач;
- любознательность.
|
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- неорганизованность;
- неумение сконцентрироваться на решаемой задаче;
- неразвитость аналитического мышления и математических способностей;
- нерациональность;
- неосторожность, неосмотрительность.
Области применения профессиональных знаний:
- лаборатории при научно-исследовательских институтах и Академии наук;
- наукоемкие производства (электростанции, атомные электростанции);
- предприятия (легкой, тяжелой промышленности, конструкторские бюро);
- образовательные учреждения (школы, вузы);
- военные организации.
|