История профессии "Проектировщик-инженер"
Проектирование (от латинского projectus, буквально — брошенный вперед) — процесс создания проекта — прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта.
Первые свидетельства существования проектирования встречаются уже в Древнем Египте (достаточно вспомнить весьма совершенную для того времени египетскую водопроводную систему).
Среди ярких образцов инженерного проектирования эпохи Возрождения нельзя не вспомнить дневники и записи Леонардо да Винчи с описанием и чертежами многих технических устройств.
В России расцвет проектирования связан прежде всего с реформами Петра I, который приглашал иностранных горных и строительных инженеров для работы на Государство Российское.
Предметная область проектирования постоянно расширяется.
Наряду с традиционными видами проектирования (архитектурно-строительный, машиностроительный и т.д.) складываются и развиваются такие виды проектирования, как экологическое, социальное, инженерно-психологическое, генетическое.
Профессиограмма "Проектировщик-инженер"
Наименование профессии |
проектировщик-инженер
|
Доминирующий способ мышления |
адаптация — координация
|
Дополнительный способ мышления |
креативность — гармония |
Область базовых знаний №1 и их уровень |
высшая математика, физика, теоретическая механика, начертательная геометрия, уровень 3, высокий (теоретический)
|
Область базовых знаний №2 и их уровень |
черчение, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
|
Профессиональная область |
строительство
|
Межличностное взаимодействие |
частое по типу "рядом" / "вместе" |
Доминирующий интерес |
исследовательский
|
Дополнительный интерес |
артистический
|
Условия работы |
в помещении; сидячий
|
Предпочтительный пол |
— |
Доминирующие виды деятельности профессии "Проектировщик-инженер":
- разработка отдельных разделов (части) проекта;
- проектирование различных производственных и специальных объектов (заводы, дома, детские сады, школы и т.д.);
- сбор исходных данных для проектирования;
- координация проектных решений по заданию с проектными решениями других разделов проекта;
- проведение патентных исследований с целью обеспечения патентной чистоты новых проектных решений;
- осуществление авторского надзора за строительством проектируемых объектов, входящих в его компетенцию;
- составление заявок на изобретения;
- разрабатывает проекты промышленных и осуществляет реконструкцию действующих предприятий.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности проектировщика-инженера:
Способности |
Личностные качества, интересы и склонности |
- развитое пространственное мышление и воображение;
- способность к конструированию и проектированию;
- математические и аналитические способности;
- хороший глазомер;
- навыки черчения;
- высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания (способность длительное время сосредоточиваться на одном предмете, не отвлекаясь на другие объекты и не ослабляя внимания);
- высокий уровень развития переключения и распределения внимания (способность быстро переводить внимание с одного предмета на другой или с одного вида деятельности на другой, а также удерживать в центре внимания одновременно несколько предметов или совершать одновременно несколько действий);
- способность заниматься длительное время монотонной кропотливой работой;
- коммуникативные способности (умение устанавливать контакты);
- вербальные способности (умение говорить четко, ясно, выразительно);
- умение убеждать.
|
- усидчивость;
- ответственность;
- аккуратность, четкость, собранность;
- оригинальность;
- реалистичность;
- самоконтроль;
- чувство гармонии и вкуса.
|
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- отсутствие пространственного воображения и мышления;
- неспособность к конструированию и проектированию;
- невнимательность, рассеянность;
- неаккуратность;
- отсутствие коммуникативных навыков;
- вспыльчивость, импульсивность.
Области применения профессиональных знаний:
- проектные институты;
- конструкторские бюро;
- научно-исследовательские учреждения;
- образовательные учреждения (колледжи, техникумы, вузы);
- строительные организации;
- управленческая сфера.
|