История профессии "Управленец (руководитель)"
Сегодня управление
—
это сложный процесс, требующий знаний политэкономии, права, специальных наук, философии, педагогики, психологии и других наук. Это процесс целесообразного воздействия одной системы (управляющей) на другую (управляемую), направленный на преобразование структуры последней, ее перевод из данного состояния в другое или же изменение ее соотношения с окружающей средой, заданного либо самой управляющей системой, либо вышестоящей.
Профессиограмма "Управленец (руководитель)"
Наименование профессии |
управленец (руководитель)
|
Доминирующий способ мышления |
адаптация — координация
|
Дополнительные способы мышления |
приложение — регуляция |
Область базовых знаний №1 и их уровень |
экономика, математика, уровень 3, высокий (теоретический)
|
Область базовых знаний №2 и их уровень |
маркетинг, менеджмент, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
|
Профессиональная область |
экономика
|
Межличностное взаимодействие |
частое по типу "напротив"
|
Доминирующий интерес |
предприимчивый |
Дополнительный интерес |
социальный
|
Условия работы |
в помещении / вне помещения; мобильный |
Предпочтительный пол |
— |
Доминирующие виды деятельности профессии "Управленец (руководитель)":
- анализ состояния коллектива, понимание мотивов поведения своих подчиненных, ориентация в конфликтных ситуациях;
- сбор и анализ нужной информации, оценка, сравнение и ее усвоение;
- постановка целей и задач, планирование, подготовка и принятие решений;
- доведение задач до исполнителей, мобилизация и стимуляция исполнителей;
- контроль и оценка результатов;
- проведение переговоров.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности управленца, руководителя:
Способности |
Личностные качества, интересы и склонности |
- хорошие организаторские способности (в основе лежат такие качества, как твердая воля, целеустремленность, решительность, настойчивость, творческий подход и др.);
- способность руководить;
- способность проявлять качества лидера в общении с подчиненными;
- коммуникативные способности (умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения, развитость каналов вербального и невербального общения, профессиональная компетентность и т.д.);
- способность управлять собой (способность к саморегуляции в процессе самоуправления и рефлексии);
- умение проявлять деловые качества предпринимателя: ставить перспективные цели, использовать благоприятные возможности, вовремя изменять организационную структуру предприятия);
- хорошо развитые аналитические способности (умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать ее);
- способность к абстрагированию;
- высокий уровень понятийного мышления.
|
- эрудированность, энергичность;
- внешняя привлекательность (опрятность, элегантность, хорошие манеры, воспитанность, четкая, ясная и живая речь);
- уверенность в себе, принимаемых решениях;
- целеустремленность (приоритет мотивов организаторской деятельности);
- тактичность(способность проявлять чувство меры и находить наилучшую форму взаимоотношений);
- действенность (умение увлечь за собой людей, активизировать их деятельность, найти наилучшие средства эмоционально-волевых воздействий и правильно выбрать момент их применения);
- требовательность;
- критичность (умение обнаружить и выразить значимые для деятельности отклонения от установленных норм);
- гибкость(способность гибко реагировать на разные изменения в управленческих ситуациях);
- креативность (умение творчески подходить к решению управленческих задач, склонность к импровизации);
- наличие развитой интуиции;
- стремление к постоянному личностному росту;
- наличие чувства юмора (оказание положительного влияния на психологический климат в группе).
|
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- низкий уровень развития или отсутствие организаторских и коммуникативных способностей;
- неуверенность в себе, нерешительность;
- неорганизованность, недисциплинированность, безынициативность;
- беспринципность, отсутствие чувства долга;
- неуравновешенность, бестактность;
- косность, ригидность (неумение, нежелание изменяться, изменять поведение под влиянием окружающей среды);
- склонность перекладывать ответственность на других.
Области применения профессиональных знаний:
- государственное и муниципальное управление;
- промышленность;
- туристические компании;
- гостиничный и ресторанный бизнес;
- банковское и страховое дело;
- строительство и сельское хозяйство;
- фармакологические и фармацевтические компании;
- брокерские фирмы;
- рекламные агентства.
|