История профессии "Тренер"
Со времен древней Эллады, когда впервые зажегся олимпийский огонь, мы наблюдаем эволюцию человеческой силы. Конечно, виды спорта и дистанции, на которых испытывается человек, в наше время не совпадают с теми, что были в VIII и IX веках.
И в любом достижении спортсмена есть большая заслуга его тренера — человека, который отдает свои силы, знания, душу своему наставнику и развивает его мастерство. Поэтому успехи спортсменов стали возможны во многом благодаря большому количеству квалифицированных тренеров и внедрению в практику спорта современных научно обоснованных методов спортивной тренировки.
Сейчас тренеры работают везде: не только в специализированных организациях, но и во всех учебных заведениях, лагерях и других местах труда и отдыха людей. Неоценим вклад тренера в работу по развитию физического мастерства, культуры и поддержанию здоровья людей.
Профессиограмма "Тренер"
Наименование профессии |
тренер
|
Доминирующий способ мышления |
приложение — регуляция
|
Дополнительные способы мышления |
адаптация — координация; производство — выносливость |
Область базовых знаний №1 и их уровень |
педагогика и психология, уровень 3, высокий (теоретический)
|
Область базовых знаний №2 и их уровень |
физкультура и спорт, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
|
Профессиональная область |
спорт
|
Межличностное взаимодействие |
частое по типу "напротив" |
Доминирующий интерес |
социальный
|
Дополнительный интерес |
предприимчивый |
Условия работы |
в помещении / вне помещения; мобильный |
Предпочтительный пол |
— |
Доминирующие виды деятельности профессии "Тренер":
- учебно-тренировочная работа в физкультурно-оздоровительных группах и спортивных секциях;
- подготовка учащихся к соревнованиям;
- принятие мер по повышению роли физической культуры в оздоровлении трудящихся и членов их семей, предупреждению заболеваемости и сохранению их здоровья;
- разработка предложений по совершенствованию режимов труда и отдыха, инструкций, рекомендаций и других методических материалов по использованию различных форм и методов физической культуры для профилактики возможных заболеваний;
- внедрение в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий;
- организация проведения смотров, конкурсов и других спортивных мероприятий;
- проведение консультаций для людей, занимающихся физической культурой;
- осуществление профессионально-физической подготовки.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности тренера:
Способности |
Личностные качества, интересы и склонности |
- физическая сила, оптимальная для данного вида спорта;
- способность к волевому саморегулированию;
- физическая выносливость;
- высокая психическая и эмоциональная устойчивость;
- быстрота реакции;
- хорошая координация движений;
- высокий уровень развития моторной памяти (двигательной).
|
- терпеливость;
- сильная воля;
- упорство;
- уверенность в себе;
- целеустремленность;
- стремление преодолевать неудачи.
|
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- отсутствие физической и психической выносливости;
- агрессивность;
- безответственность;
- равнодушие;
- слабоволие.
Области применения профессиональных знаний:
- средние общеобразовательные, средние специальные и высшие учебные заведения;
- спортивные центры, спорткомплексы;
- спортивные клубы;
- бассейны;
- санатории-профилактории;
- детские лагеря.
|