История профессии "Хирург"
Хирургия (греческое cheirurgia, от cheir — рука и ergon — действие, работа) — область медицины, изучающая болезни, основной метод лечения которых — оперативное вмешательство, и разрабатывающая приемы, методы и технику выполнения операций. Наряду с терапией и акушерством хирургия относится к древним медицинским специальностям.
Архитектурные находки и древние рукописи свидетельствуют, что попытки хирургического лечения были еще в каменном веке. В Египте за 2-3 тыс. лет до н.э. применяли кровопускание, вправление вывихов, кесарево сечение. В Древней Индии практиковали пластику дефектов носа.
Древнегреческая медицинская эпоха Гиппократа оставила сочинения по хирургии, в которых описаны трепанация черепа, лечение переломов и др. оперативные вмешательства.
Средневековая медицина, следуя религиозным догматам, предписывала избегать пролития крови и запрещала заниматься изучением анатомии на трупах.
Расцвету хирургии в XIX веке способствовало внедрение в хирургическую практику наркоза и асептики, что позволило решить две проблемы, тормозившие развитие хирургии, несмотря на достаточно разработанную оперативную технику: обезболивание операций и предохранение раны от последующего нагноения.
В настоящее время хирургия постоянно находится в развитии, совершенствуются старые и разрабатываются новые методы диагностики и лечения различных заболеваний.
Профессиограмма "Хирург"
Наименование профессии |
хирург
|
Доминирующий способ мышления |
адаптация — анализ
|
Дополнительные способы мышления |
приложение — диагностика; производство — ловкость / выносливость |
Область базовых знаний №1 и их уровень |
естественные науки (биология, физика, химия), анатомия, физиология, фармакология, уровень 3, высокий (теоретический)
|
Область базовых знаний №2 и их уровень |
патоанатомия, хирургия, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
|
Профессиональная область |
здравоохранение, медицина
|
Межличностное взаимодействие |
частое по типу "напротив"
|
Доминирующий интерес |
исследовательский
|
Дополнительный интерес |
реалистический
|
Условия работы |
в помещении / вне помещения; мобильный |
Предпочтительный пол |
— |
Доминирующие виды деятельности профессии "Хирург":
- сбор анамнеза (истории болезни);
- заполнение истории болезни (работа с медицинскими картами);
- выявление причин различных заболеваний;
- проведение исследовательской работы для постановки или подтверждения диагноза;
- проведение предоперационной подготовки;
- проведение плановых и внеплановых (экстренных) операций;
- ведение пациента после операции (осуществление реабилитационно-профилактических мероприятий);
- осуществление длительного наблюдения за пациентом;
- разработка и внедрение новых методов диагностики и лечения различных заболеваний.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности хирурга:
Способности |
Личностные качества, интересы и склонности |
- способность анализировать, сопоставлять факты, логически мыслить (склонность к рациональному логичному анализу);
- высокий уровень развития произвольного внимания (способность обнаружить даже незначительные проявления симптомов заболевания);
- хорошее развитие мнемических способностей;
- ручная ловкость при проведении различных лечебных процедур (тонкая моторная координация, точность движений и т.д.);
- быстрота реакции;
- психоэмоциональная стабильность и способность переносить большие физические нагрузки;
- вербальные способности (умение грамотно и в то же время доступно для пациента излагать свои мысли);
- коммуникативные навыки (общение и взаимодействие с людьми, умение устанавливать контакты);
- навыки письменного изложения мысли;
- умение убеждать.
|
- самостоятельность, самомотивация, ориентированность на задачу, погруженность в работу;
- любознательность, интеллектуальность, оригинальность, креативность;
- уверенность в себе;
- терпеливость и выдержанность;
- безоценочное отношение к людям;
- ответственность;
- аккуратность;
- тактичность;
- доброжелательность и приветливость;
- стремление к самосовершенствованию, обучаемость;
- интуиция, умение прогнозировать;
- умение хранить тайну.
|
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- неспособность анализировать, сопоставлять факты, делать прогнозы;
- безответственность;
- невнимательность, рассеянность;
- низкий уровень развития или отсутствие коммуникативных и вербальных способностей;
- отсутствие самомотивации, нелюбознательность, нежелание повышать свою профессиональную компетентность;
- эмоциональная несдержанность;
- эгоистичность;
- неуверенность;
- нетерпимость,
- брезгливость;
- неумение хранить тайну;
- психические заболевания (эпилепсия, шизофрения и т.д.).
Области применения профессиональных знаний:
- медицинские учреждения (больницы, санатории, поликлиники, диспансеры, травматологические пункты и т.д.);
- преподавательская деятельность (медицинские училища, медицинские вузы);
- научно-исследовательская деятельность;
- МЧС, служба спасения;
- военные организации, спортивные организации;
- частные медицинские клиники.
|