История профессии "актер"
Театр — один из самых древних видов зрелищного искусства. Его история насчитывает более двух с половиной тысяч лет. В центре внимания театра всегда был и остается человек с его радостями и горестями, поступками, которые определяют его судьбу и судьбу окружающих его людей. Актер театра Древней Греции во многом отличается от актера сегодняшних дней. В эпоху античности основной темой театральных действий становились сюжеты, связанные с божественной мифологией. Характерной особенностью того времени являлось то, что все роли, включая женские, играли мужчины. Кстати, эта же особенность присуща национальному японскому театру "Кобуки". Меняются времена — приходят новые стили исполнения, сценического поведения, театрального мышления. Все эти изменения испытывает на себе актер.
Профессиограмма "актер"
Наименование профессии |
актер
|
Доминирующий способ мышления |
адаптация — формализация
|
Дополнительные способы мышления |
креативность — гармония;
производство — выносливость |
Область базовых знаний №1 и их уровень |
теория и история культуры, уровень 3,
высокий (теоретический)
|
Область базовых знаний №2 и их уровень |
сценическое искусство, уровень 2,
средний (практическое использование знаний)
|
Профессиональная область |
актерское мастерство
|
Межличностное взаимодействие |
частое по типу "вместе"
|
Доминирующий интерес |
артистический
|
Дополнительный интерес |
социальный
|
Условия работы |
в помещении / вне помещения; мобильный
|
Предпочтительный пол |
— |
Доминирующие виды деятельности профессии "актер":
- донесение до зрителя содержания, эмоциональной глубины произведения, передача художественного образа различных героев, воссоздание художественного образа персонажа на сцене и съемочной площадке;
- передача различных эмоций, чувств посредством актерского мастерства (голосовых интонаций и тембров, движения, мимики, жестов, пластики);
- воссоздание образа персонажа с помощью интонационной окраски, темпа и ритма произнесения фраз или стихотворных строф;
- ведение концертных программ, умение занимать зрителей в паузах и по-новому преподнести новый номер программы (конферансье);
- осуществление дубляжа отечественных и зарубежных фильмов.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности актера:
Способности |
Личностные качества, интересы и склонности |
- актерские способности (умение перевоплощаться в различные образы независимо от своих личностных особенностей);
- творческие способности;
- глубина и богатство воображения;
- чистая, ясная дикция;
- хорошо развитая словеснологическая, образная и эмоциональная память;
- высокий уровень развития концентрации и переключения внимания (способность в течение длительного времени сосредоточиваться на одном предмете и быстро переходить с одного вида деятельности на другой);
- психоэмоциональная уравновешенность;
- умение свободно и раскованно двигаться, танцевать;
- наличие красивого, сильного, гибкого голоса и умение им управлять, технически распоряжаться в зависимости от характера художественного произведения;
- способность воплощать образ персонажа перед кинокамерой;
- способность находить контакт со зрителем.
|
- экспрессивность (выразительность);
- эмоциональность;
- чувствительность;
- терпеливость, настойчивость;
- умение импровизировать;
- оригинальность, индивидуальность;
- интуитивность.
|
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- отсутствие артистических способностей;
- неоригинальность;
- скованность, "зажатость", стеснительность;
- тревожность;
- ригидность мышления (неспособность вживаться в различные образы);
- явные внешние дефекты.
Области применения профессиональных знаний:
- театры, дворцы культуры, киноконцертные залы;
- концертные залы, филармонии;
- кино- и радиостудии;
- социальные организации (детские центры творчества и досуга);
- образовательные учреждения (театральные училища, вузы).
|