История профессии "Историк"
Во все времена, начиная с древнейших, люди стремились запечатлеть основные периоды и события своей жизни. До появления письменности история племен, народов передавалась от поколения к поколению в форме устных преданий. Немногие письменные источники дошли до нас из времен Античности (сочинения Геродота, Тацита). Хроники и записки ученых-монахов Средневековья тоже помогают восстановить ход исторических событий того времени. Большую роль в воссоздании исторической картины прошлого нашей страны играют летописи. В конце X века был создан первый летописный свод. Первым летописным сводом, текст которого может быть реконструирован, является так называемый Начальный свод конца XI века. В начале XII столетия в Киево-Печорском монастыре монахом Нестором создается "Повесть временных лет", где наиболее полно отражается картина русской истории. Большой вклад в развитие исторической науки нашего Отечества внесли историки XVIII века В.Н. Татищев, Г.Ф. Миллер, М.В. Ломоносов, корифеи XIX века С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов и др. "Не любить историю может только человек, совершенно неразвитый умственно", — писал Н.Г. Чернышевский.
Профессиограмма "Историк"
Наименование профессии |
историк
|
Доминирующий способ мышления |
адаптация — анализ
|
Дополнительные способы мышления |
приложение — регуляция; креативность &? гибкость |
Область базовых знаний №1 и их уровень |
гуманитарные науки, уровень 3, высокий (теоретический)
|
Область базовых знаний №2 и их уровень |
гуманитарные науки, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
|
Профессиональная область |
история
|
Межличностное взаимодействие |
частое по типу "напротив"
|
Доминирующий интерес |
исследовательский
|
Дополнительный интерес |
конвенциональный; артистический
|
Условия работы |
в помещении; сидячий
|
Предпочтительный пол |
— |
Доминирующие виды деятельности профессии "Историк":
- изучение основных исторических событий жизни человечества;
- изучение политических, экономических, культурных факторов, влияющих на ход исторических событий;
- изучение закономерностей развития общества;
- установление причинно-следственных связей между историческими явлениями, прогнозирование возможных событий;
- сбор и систематизация различной информации, фактов, событий и их последующее объяснение с точки зрения исторической науки;
- исследование и толкование исторических первоисточников (летописей, рукописей, писем, биографий и пр.) в соответствии с конкретной эпохой;
- оформление результатов исторического исследования в научной, публицистической, художественной форме;
- постановка научного эксперимента с использованием достижений и методов других наук;
- разработка и усовершенствование методов исторического исследования;
- участие в археологических раскопках.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности историка:
Способности |
Личностные качества, интересы и склонности |
- высокий уровень развития мнемических способностей (памяти);
- гибкость и самостоятельность мышления;
- хорошее развитие логического мышления (способность группировать, обобщать множество фактов, устанавливать причинно-следственные связи между событиями);
- высокий уровень концентрации внимания (способность сосредоточиваться на одном предмете или виде деятельности в течение длительного времени);
- способность воспринимать большое количество информации;
- способность заниматься длительное время кропотливой работой (работа с архивными документами).
|
- наблюдательность;
- аккуратность;
- внимательность;
- настойчивость;
- терпеливость, усидчивость;
- любознательность;
- эрудированность, широкий кругозор.
|
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- невнимательность, рассеянность;
- неорганизованность;
- неспособность сопоставлять и анализировать факты;
- ограниченность кругозора;
- отсутствие склонности к работе с документами;
- отсутствие целеустремленности.
Области применения профессиональных знаний:
- научно-исследовательские институты;
- государственные архивы;
- библиотеки;
- музеи;
- образовательные учреждения (школы, колледжи, вузы).
?
|