История профессии "Психолог"
С древнейших времен людей интересовал внутренний мир человека.
Сам термин "психология" произошел от греческих слов "psyche" — душа и "logos" — наука. Проблемой души интересовались философы древности — Платон и Аристотель. В дальнейшем в связи с развитием науки и техники психология стала приобретать все большее значение в обществе. Датой возникновения психологии как науки принято считать открытие первой экспериментальной лаборатории в Лейпциге в 1879 году. Появляются психологические лаборатории в Европе, России.
С течением времени появлялись и развивались различные направления психологического знания: психоанализ Зигмунда Фрейда, гуманистическая психология Абрахама Маслоу и Карла Роджерса, аналитическая психология Карла-Густава Юнга, бихевиоризм Дж. Уотсона, гештальт-психология и многие-многие другие.
В настоящее время психология охватывает почти все сферы жизни и деятельности людей, психологические знания используются в политике, экономике, медицине, культуре и искусстве, на производстве и в образовании. И, несомненно, каждому человеку будет полезно и небезынтересно узнать побольше о себе и других людях.
Профессиограмма "Психолог"
Наименование профессии |
психолог
|
Доминирующий способ мышления |
адаптация — формализация
|
Дополнительные способы мышления |
приложение — регуляция; креативность — гибкость |
Область базовых знаний №1 и их уровень |
общественные или естественные науки (зависит от специальности), уровень 3, высокий (теоретический)
|
Область базовых знаний №2 и их уровень |
педагогика и психология, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
|
Профессиональная область |
психология
|
Межличностное взаимодействие |
частое |
Доминирующий интерес |
социальный
|
Дополнительный интерес |
исследовательский
|
Условия работы |
в помещении; сидячий
|
Предпочтительный пол |
— |
Доминирующие виды деятельности профессии "Психолог":
- исследование развития психики и закономерностей психических процессов;
- изучение общих закономерностей развития детей разного возраста и построение программ обучения;
- изучение внутреннего мира и поведенческих особенностей человека;
- изучение поведения людей в малых и больших группах;
- изучение вопросов, связанных с творческой деятельностью людей, особенностями восприятия;
- изучение деятельности человека, особенностей его труда;
- изучение особенностей поведения в стрессовых ситуациях;
- исследовательско-аналитическая работа (работа с получаемой информацией, адаптация психодиагностических методик к условиям реальной практики);
- информирование клиента о том, что с ним происходит;
- психологическое консультирование, направленное на оказание помощи человеку в разрешении различных затруднительных ситуаций;
- организация групповых мероприятий, ведение тренингов, семинаров, чтение лекций;
- профилактика и коррекция нежелательных проявлений психики человека, а также укрепление и формирование необходимых психологических качеств личности;
- профессиональный отбор и подбор кадров;
- осуществление психологического сопровождения карьеры;
- изучение особенностей судебного процесса, мотивов поведения преступника, разработка мер профилактики преступности.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности психолога:
Способности |
Личностные качества, интересы и склонности |
- высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания (способность длительное время сосредоточиваться на одном предмете, не отвлекаясь на другие объекты и не ослабляя внимания);
- высокий уровень развития переключения и распределения внимания (способность быстро переводить внимание с одного предмета на другой или с одного вида деятельности на другой, а также удерживать в центре внимания одновременно несколько предметов или совершать одновременно несколько действий);
- хорошее развитие образной и словесно-логической памяти;
- высокий уровень развития образного мышления;
- развитие логического мышления;
- хорошее развитие мнемических способностей (долговременная и кратковременная память);
- коммуникативные способности (общение и взаимодействие с людьми, умение устанавливать контакты);
- умение слушать;
- вербальные способности (умение говорить четко, ясно, выразительно);
|
- высокая степень личной ответственности;
- терпимость, безоценочное отношение к людям;
- интерес и уважение к другому человеку;
- стремление к самопознанию, саморазвитию;
- оригинальность, находчивость, разносторонность;
- любознательность и обучаемость;
- тактичность, воспитанность;
- склонность к сопереживанию;
- инициативность;
- целеустремленность, настойчивость;
- интуиция, умение прогнозировать события;
- находчивость;
- умение хранить тайну;
- творческое начало;
- эрудированность.
|
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- психическая и эмоциональная неуравновешенность;
- агрессивность;
- замкнутость;
- нерешительность;
- отсутствие склонности к работе с людьми;
- неумение понять позицию другого человека;
- ригидность мышления (неспособность изменять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды);
- низкий интеллектуальный уровень развития.
Области применения профессиональных знаний:
- социальные организации (детские дома, приюты, дома престарелых, инвалидов, детские центры творчества и досуга);
- образовательные учреждения (школы, детские сады, вузы);
- учреждения по подбору и отбору персонала (кадровые агентства, центры занятости, центры профориентации);
- медицинские учреждения (больницы, поликлиники, наркологические центры, реабилитационные центры);
- психотерапевтические, психологические консультативные службы;
- предприятия, фирмы;
- правоохранительные органы (суды, детские приемники-распределители, колонии, прокуратура, районные управления внутренних дел);
- работа на телефоне доверия;
- работа в МЧС, службах спасения;
- военные организации.
|