История профессии "Физик-атомщик (специалист по диагностике атомных реакторов)"
Ядерная (атомная) физика
—
раздел физики, в котором изучаются структура и свойства атомных ядер и их превращения
—
радиоактивный распад, деление ядер, ядерные реакции.
Уже в 1896 году А. Беккерель открыл явление радиоактивности.
А в период с 1911 по 1932 год было установлено следующее:
- в центре атома находится тяжелое положительно заряженное ядро ничтожно малого по сравнению с атомом размера, в котором сосредоточена почти вся масса атома;
- атомное ядро состоит из протонов и нейтронов.
В 1935 году предложена идея ядерных сил, удерживающих эти частицы в ядре.
В дальнейшем в ядерной физике определилось несколько направлений: физика ядерных реакций, нейтронная физика, ядерная спектроскопия и др.; в самостоятельные разделы выделились физика элементарных частиц, физика и техника ускорителей заряженных частиц. Изучение деления ядер в 1940-1950-х годах привело к открытию цепных реакций на деления ядер урана, созданию ядерных реакторов (Э. Ферми, 1942), ядерной энергетики и ядерного оружия. Был открыт также термоядерный синтез легких ядер в звездах, создано термоядерное оружие, начаты работы по осуществлению управляемого термоядерного синтеза. Результаты и методы исследования ядерной физики получили применение как в других областях физики, так и в химии, биологии, геологии, технике, медицине и др.
Развитие ядерной физики привело к необходимости решения проблем, связанных с воздействием радиации на природную среду и человека, захоронением ядерных отходов и т.п., что стимулировало развитие разных профессий, в том числе и той, которая получила название "физик-ядерщик".
Профессиограмма "Физик-атомщик (специалист по диагностике атомных реакторов)"
Наименование профессии |
физик-атомщик (специалист по диагностике атомных реакторов)
|
Доминирующий способ мышления |
приложение — диагностика
|
Дополнительные способы мышления |
адаптация — анализ; производство — ловкость |
Область базовых знаний №1 и их уровень |
физика, химия, математика, уровень 3, высокий (теоретический)
|
Область базовых знаний №2 и их уровень |
ядерная физика, электродинамика, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
|
Профессиональная область |
физика
|
Межличностное взаимодействие |
частое по типу "рядом"
|
Доминирующий интерес |
исследовательский
|
Дополнительный интерес |
реалистический
|
Условия работы |
в помещении; мобильный
|
Предпочтительный пол |
— |
Доминирующие виды деятельности профессии "Физик-атомщик":
- обслуживание реакторных залов;
- снятие показаний приборов, расположенных на реакторах;
- на основе полученных данных вынесение заключения о состоянии атомного реактора;
- в случае необходимости запуск и перезагрузка атомного реактора.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности физика-атомщика:
Способности |
Личностные качества, интересы и склонности |
- аналитические способности (умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать ее);
- склонность к рациональному, логическому анализу;
- математические способности;
- аналитические способности;
- хорошее развитие мнемических способностей (долговременная и кратковременная память);
- высокий уровень концентрации внимания (способность сосредоточиваться на одном предмете или виде деятельности в течение длительного времени).
|
- склонность к научно-исследовательской деятельности;
- самоорганизованность;
- любознательность;
- ответственность;
- самостоятельность;
- эмоциональная устойчивость;
- склонность к анализу;
- стремление к преодолению ошибок;
- умение хранить тайну;
- развитая интуиция (умение делать правильные выводы из недостаточных данных).
|
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- неразвитость аналитического мышления и математических способностей;
- неорганизованность, неумение сконцентрироваться на решаемой задаче;
- нерациональность, неосторожность, неосмотрительность;
- эмоциональная неустойчивость;
- неумение хранить тайну.
Области применения профессиональных знаний:
- наукоемкие производства (атомные электростанции);
- лаборатории при научно-исследовательских институтах и академиях наук;
- образовательные учреждения (вузы).
|