История профессии "Инженер"
Первые свидетельства инженерной мысли существовали еще в Древнем Египте (достаточно вспомнить весьма совершенную для того времени египетскую водопроводную систему).
Эпоха Возрождения оставила нам в качестве доказательства развития инженерной науки дневники и записи Леонардо да Винчи с описанием и чертежами многих технических устройств.
В XVII веке Петр I приглашал иностранных горных и строительных инженеров для развития и процветания промышленности государства Российского.
В настоящее время если мы обратимся к толковому словарю, то увидим, что под словом "инженер" понимается человек с высшим техническим образованием.
Сегодня специалисты инженерного дела трудятся практически во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства.
Профессиограмма "Инженер"
Наименование профессии |
инженер
|
Доминирующий способ мышления |
адаптация — анализ
|
Дополнительные способы мышления |
приложение — регуляция; производство — ловкость |
Область базовых знаний №1 и их уровень |
наука и техника, уровень 3, высокий (теоретический)
|
Область базовых знаний №2 и их уровень |
черчение, уровень 2, (практическое использование знаний)
|
Профессиональная область |
техника
|
Межличностное взаимодействие |
частое по типу "напротив", "рядом"
|
Доминирующий интерес |
реалистический
|
Дополнительный интерес |
исследовательский
|
Условия работы |
в помещении; мобильный
|
Предпочтительный пол |
— |
Доминирующие виды деятельности профессии "Инженер":
- разработка рабочих планов и программ проведения отдельных этапов технических работ;
- сбор, обработка, анализ и систематизация информации по определенной теме;
- проведение опытов и измерений, анализ и обобщение результатов;
- составление технических отчетов по полученным сведениям;
- проектирование электрических, монтажных и других схем различного назначения, расчет необходимых параметров и величин;
- проектирование средств испытания и контроля, лабораторных макетов, оснастки и контроль за их изготовлением;
- составление описания устройства и принципов действия проектируемых изделий и объектов;
- настройка и регулировка сложной и точной аппаратуры, контроль за ее состоянием и использованием;
- участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов проектируемых изделий, установке и наладке оборудования при проведении исследований и экспериментов;
- участие во внедрении разработанных технических проектов и решений в производство;
- подготовка исходных данных для составления планов, смет, заявок на материалы, оборудование и т.п.;
- оформление законченных научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности инженера:
Способности |
Личностные качества, интересы и склонности |
- технические способности;
- математические способности;
- способность воспринимать большое количество информации;
- способность сопоставлять и анализировать множество разрозненных фактов;
- гибкость мышления (способность изменять планы, способы решения задач под влиянием изменений ситуации);
- наглядно-образное мышление;
- высокий уровень концентрации, распределения и устойчивости внимания (способность в течение длительного времени заниматься определенным видом деятельности, уделять внимание нескольким объектам одновременно);
- хорошая память (долговременная, кратковременная);
- пространственное воображение;
- способность принимать и внедрять новое на практике;
- хороший глазомер.
|
- методичность, рациональность;
- любознательность;
- самостоятельность;
- скрупулезность в работе;
- аккуратность;
- настойчивость;
- наблюдательность;
- изобретательность;
- терпеливость;
- усидчивость.
|
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- отсутствие математических способностей;
- невнимательность, рассеянность;
- безынициативность;
- отсутствие аналитических способностей;
- безответственность;
- отсутствие технических способностей;
- неспособность длительное время заниматься однообразным видом деятельности.
Области применения профессиональных знаний:
Инженеры работают на предприятиях любого профиля:
- в сфере промышленности;
- в сфере сельского хозяйства;
- в сфере строительства;
- добывающей промышленности;
- научно-исследовательские институты;
- учебные заведения (техникумы, колледжи, технические вузы).
|