История профессии "Журналист"
Первые регулярные периодические издания в России и на Западе в XVII веке не имели строгого подразделения на журналы и газеты. В России профессия журналиста приобрела большое значение в первой половине XIX века в связи с развитием периодической печати, особенно журналов. В настоящее время профессия журналиста играет большую роль в формировании политического, экономического, культурного мировоззрения общества, а также является основным источником информации для всего населения нашей планеты.
Профессиограмма "Журналист"
Наименование профессии |
журналист
|
Доминирующий способ мышления |
адаптация — формализация
|
Дополнительный способ мышления |
креативность — гибкость |
Область базовых знаний №1 и их уровень |
гуманитарные науки, уровень 3, высокий (теоретический)
|
Область базовых знаний №2 и их уровень |
филология, иностранные языки, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
|
Профессиональная область |
литературно-художественная деятельность
|
Межличностное взаимодействие |
частое
|
Доминирующий интерес |
артистический
|
Дополнительный интерес |
социальный
|
Условия работы |
вне помещения, мобильный; в помещении, сидячий
|
Предпочтительный пол |
— |
Доминирующие виды деятельности профессии "Журналист":
- работа в средствах массовой информации;
- информирование людей достоверными фактами;
- сбор информации (взятие интервью, работа с документами, архивами), ее обработка;
- анализ фактов и ситуаций, оценка текущих событий;
- поиск наиболее интересных, значимых, актуальных событий в сфере экономики, политики, культуры, общественной жизни для освещения их в средствах массовой информации;
- подготовка материалов для публикации;
- литературная обработка материала с учетом жанрового своеобразия, стилистической подачи фактов, журналистских приемов (в письменной и устной форме).
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности журналиста:
Способности |
Личностные качества, интересы и склонности |
- литературные способности;
- навыки общения и взаимодействия с людьми (установление контакта);
- умение слушать и слышать собеседника;
- способность грамотно и четко задавать вопросы, хорошие вербальные способности;
- высокий уровень развития памяти (способность запоминать факты, изложенные собеседником);
- умение быстро ориентироваться в событиях, принимать адекватное решение;
- творческое мышление;
- умение излагать доступным языком полученную информацию;
- высокий уровень физической и психической выносливости (работа в горячих точках, в условиях ненормированного рабочего дня, в экстремальных условиях).
|
- объективность;
- эрудированность;
- самоконтроль и уравновешенность;
- терпимость, безоценочное отношение к людям;
- интерес и уважение к другому человеку;
- стремление к самопознанию, саморазвитию;
- оригинальность, находчивость, разносторонность;
- любознательность;
- тактичность;
- вежливость.
|
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- ригидность (неумение изменить свое поведение и способы решения проблемных ситуаций в зависимости от изменения условий окружающей среды);
- некоммуникабельность;
- замкнутость;
- неумение излагать свои мысли на бумаге;
- корыстность;
- нечестность в изложении информации.
Области применения профессиональных знаний:
- средства массовой информации (еженедельники, газеты, журналы, телевидение, радио);
- пресс-центры;
- онлайн-ресурсы;
- образовательные учреждения (вузы - факультеты журналистики);
- работа в средствах массовой информации.
|