История профессии "Социальный педагог"
Педагогика в виде правил и наставлений взрослым по уходу за детьми появилась очень давно.
Первые системы педагогического воспитания зародились в Древней Греции (IV-V века до н. э.).
В Европе в средние века, в новое время и в эпоху Возрождения появляется большое количество различных педагогических теорий. Наиболее известными педагогами того времени являются Песталоцци, Дж. Локк, Руссо и др. В России большой вклад в развитие отечественной педагогики внесли Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко и др.
Должность "социальный педагог" была введена в 2000 году. Это нововведение было продиктовано такими фактами, как увеличение количества детей с отклоняющимся поведением, рост детской преступности. Раньше этой проблемой занимались классный руководитель и организатор по внеклассной работе.
Профессиограмма "Социальный педагог"
Наименование профессии |
социальный педагог
|
Доминирующий способ мышления |
адаптация — координация
|
Дополнительный способ мышления |
приложение — регуляция |
Область базовых знаний №1 и их уровень |
основы права, психология (возрастная, девиантного поведения), уровень 3, высокий (теоретический)
|
Область базовых знаний №2 и их уровень |
педагогика, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
|
Профессиональная область |
педагогика
|
Межличностное взаимодействие |
частое по типу "напротив"
|
Доминирующий интерес |
социальный
|
Дополнительный интерес |
предприимчивый
|
Условия работы |
в помещении; мобильный
|
Предпочтительный пол |
— |
Доминирующие виды деятельности профессии "Социальный педагог":
- работа с трудными детьми и подростками;
- постоянный контроль жизни, учебы, быта трудного ребенка, подростка;
- выяснение причины отклоняющегося поведения;
- беседы с классным руководителем;
- беседы с ребенком, подростком;
- поддержание связи с детской комнатой милиции;
- беседы с инспектором по делам несовершеннолетних, совместное решение проблем ребенка с целью разрешения вопроса снятия с учета;
- поддержание связи со школьным психологом (работа с ребенком, подростком на основе психологического обследования);
- работа с родителями;
- выяснение причины создавшейся ситуации;
- консультации родителей;
- организация и проведение мероприятий по воспитанию трудных детей и подростков на окружном и территориальном уровне (трудовые лагеря);
- беседы с ближайшим окружением ребенка, подростка (друзья, родственники, знакомые).
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности социального педагога:
Способности |
Личностные качества, интересы и склонности |
- любовь к детям;
- развитые коммуникативные способности (навыки общения с людьми);
- развитые вербальные способности (умение говорить четко, ясно, выразительно);
- хорошая память;
- психическая и эмоциональная уравновешенность;
- развитые организаторские способности;
- способность к сопереживанию;
- гибкость поведения;
- умение держать дистанцию;
- преподавательские способности;
- высокий уровень распределения внимания (способность уделять внимание нескольким объектам одновременно).
|
- склонность к работе с детьми;
- умение повести за собой;
- высокая степень личной ответственности;
- самоконтроль и уравновешенность;
- терпимость;
- безоценочное отношение к людям;
- интерес и уважение к другому человеку;
- настойчивость;
- коммуникабельность;
- эмпатия;
- активность;
- тактичность;
- требовательность к себе и другим;
- наблюдательность.
|
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- агрессивность;
- брезгливость;
- эгоистичность;
- отсутствие организаторских способностей;
- отсутствие любви к детям;
- психическая и эмоциональная неуравновешенность;
- неспособность к сопереживанию;
- безответственность;
- ригидность мышления (неспособность изменять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды).
Области применения профессиональных знаний:
- образовательные учреждения (школы, техникумы, колледжи, ПТУ, вузы);
- детские лагеря;
- детские турбазы;
- детские военные учреждения;
- детские колонии;
- социальные организации (детские дома, приюты, интернаты, детские центры творчества и досуга);
- городские и муниципальные учебно-методические центры.
|