История профессии "Стюардесса, стюард"
Появление профессии "стюардесса, стюард" связано с возникновением гражданской авиации. Воздушный транспорт возник в Европе и в Америке после Первой мировой войны. Однако это не было связано с массовым перевозом пассажиров, поэтому профессия стюарда в те времена еще не существовала.
С начала 1950-х годов реактивные самолеты стали использоваться и в гражданской авиации.
Именно с этого времени профессия стюардессы, стюарда начинает приобретать широкое распространение. С усложнением самолетов, появлением регулярных международных рейсов начинают предъявляться все более высокие требования к данным специалистам (общее представление об устройстве самолета, иностранные языки и др.). На сегодняшний день эта профессия не только очень сложна, но и опасна.
Профессиограмма "Стюардесса, стюард"
Наименование профессии |
стюардесса, стюард
|
Доминирующий способ мышления |
приложение — регуляция |
Дополнительные способы мышления |
адаптация — координация; производство — выносливость |
Область базовых знаний №1 и их уровень |
сервисное обслуживание, общее представление об устройстве самолета и его оборудовании, уровень 3, высокий (теоретический)
|
Область базовых знаний №2 и их уровень |
аварийно-спасательные процедуры и техника, первая медицинская помощь, иностранный язык, психология общения, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
|
Профессиональная область |
транспорт
|
Межличностное взаимодействие |
частое по типу "напротив" / "рядом"
|
Доминирующий интерес |
социальный
|
Дополнительный интерес |
предприимчивый
|
Условия работы |
в помещении; мобильный
|
Предпочтительный пол |
— |
Доминирующие виды деятельности профессии "Стюардесса, стюард":
- предполетная подготовка;
- осмотр воздушного судна на предмет отсутствия посторонних предметов, в случае обнаружения извещение об этом супервизора;
- контроль санитарного состояния самолета;
- проверка комплектности бортового оборудования и его исправности;
- проверка комплектности аварийно-спасательных средств и их исправности;
- проверка работы внутренней связи;
- прием и размещение бортового имущества (салфетки, подушки, одеяла и т.д.);
- прием и размещение буфетно-кухонного инвентаря;
- встреча и размещение пассажиров;
- контроль за пассажирами при посадке;
- обслуживание пассажиров на земле до взлета самолета (раздача газет, журналов, напитков - в зависимости от класса);
- обслуживание пассажиров в полете;
- информационная работа (сообщение о температуре воздуха за бортом, о высоте полета, о пересекаемой местности и т.д.);
- работа с маршрутной картой (показ маршрута на экранах компьютеров в салонах);
- раздача напитков, еды;
- обслуживание больных пассажиров (предоставление питья, помощь в принятии лекарств, психологическая поддержка и т.д.);
- обслуживание детей (предоставление еды, питья, игрушек, помощь в самообслуживании и т.д.);
- организация работы в ночном полете (выключение освещения);
- контроль за температурой воздуха, давлением, влажностью в салоне;
- торговля;
- оказание индивидуальных услуг;
- оказание первой медицинской помощи в случае необходимости;
- психологическая поддержка пассажиров;
- поддержка чистоты в салоне;
- проведение развлекательных программ (показ фильмов);
- контроль за курящими и спящими пассажирами;
- контроль за поведением пассажиров во время полета (запрещение стоять в салоне и т.д.);
- контроль за самочувствием пассажиров во время и после посадки;
- контроль за высадкой пассажиров после полной остановки самолета;
- осмотр салона на предмет отсутствия посторонних предметов после ухода пассажиров.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности стюардессы, стюарда:
Способности |
Личностные качества, интересы и склонности |
- хорошее здоровье;
- хорошие мнемические способности;
- презентабельная внешность;
- большой объем, переключение и распределение внимания;
- быстрота реакции.
|
- коммуникабельность;
- аккуратность;
- внимательность;
- аккуратность;
- способность принимать самостоятельные решения в критических ситуациях;
- ответственность;
- терпимость;
- эмоциональная устойчивость.
|
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- явные физические недостатки;
- эмоциональная неуравновешенность;
- безответственность;
- отсутствие коммуникативных склонностей;
- неаккуратность;
- неопрятность.
Области применения профессиональных знаний:
|