новости online-гид
intel_mcu2.png
 
 
 
ВерсииОплатаНаграды
 
 
 
 
     
 
ИЩЕТЕ ПРОФЕССИЮ?
Воспользуйтесь
профессиональным ONLINE-гидом
А
Б
В
Г
Д
Ж
З
И
К
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ч
Ш
Э
Ю

Поездной диспетчер:

История профессии "Поездной диспетчер" ("диспетчер на железной дороге")

Возникновение профессии "поездной диспетчер" связано с появлением сети железных дорог. Однако если первая железная дорога была построена в 1825 году, то первая телефонная сеть для регулирования движения поездов была создана в 1884 году. До этого движением поездов руководили при помощи специальной сигнализации люди, которые стояли вдоль железнодорожного полотна через определенные промежутки.

Железнодорожная диспетчеризация является самой старой и самой развитой формой диспетчерского управления. Наибольшее распространение она получила в США. В 1925 году в сети железных дорог работали 5400 диспетчеров, которые обслуживали 339 тыс. км железнодорожного полотна. Диспетчерская система Англии была внедрена в 1913-1920 годах, и она кардинально отличается от других систем: здесь диспетчер обладает лишь контрольными, а не распорядительными функциями.

В России диспетчерское руководство на железных дорогах было внедрено в 1915 году. Начиная с 1925 года диспетчерская система вводится сначала на Октябрьской и Московско-Казанской дорогах, а к 1934 году действует уже на всей сети дорог России. На сегодняшний день работа диспетчера облегчена за счет большого количества специализированной аппаратуры (система "авто-диспетчер").

 

Профессиограмма "Поездной диспетчер" ("диспетчер на железной дороге")

Наименование профессии поездной диспетчер (диспетчер на железной дороге)
Доминирующий способ мышления приложение — регуляция
Дополнительные способы мышления адаптация — координация; производство — выносливость
Область базовых знаний №1 и их уровень маневровая работа, поездная работа, сигнализирование, правила безопасности движения поездов, формирование поездов, уровень 3, высокий (теоретический)
Область базовых знаний №2 и их уровень поездная работа, сигнализирование, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
Профессиональная область транспорт
Межличностное взаимодействие частое по типу "напротив"
Доминирующий интерес конвенциональный
Дополнительный интерес реалистический  
Условия работы в помещении; сидячий  
Предпочтительный пол

    

Доминирующие виды деятельности профессии "Поездной диспетчер" ("диспетчер на железной дороге"):

  • регулировка движения поездов;
  • обеспечение безопасности движения поездов;
  • уменьшение или увеличение времени стоянки поездов на отдельных пунктах;
  • изменение порядка и пунктов безостановочного скрещения и обгона поездов;
  • создание условий для безостановочного скрещения поездов;
  • контроль за соблюдением правил движения;
  • получение сведений о прохождении поездов по станциям определенного участка от дежурного по станции;
  • получение информации от машинистов локомотивов движущихся поездов по радиосвязи;
  • контроль за графиком исполненного движения поездов и корректировка по нему планового графика;
  • контроль за воспроизведением на дисплее поездной ситуации;
  • контроль за готовностью маршрутов, открытие сигналов, занятость станционных путей, участков приближения и удаления;
  • открытие входных и выходных светофоров;
  • установка маршрутов приема и отправления поездов на промежуточных станциях;
  • контроль за работой системы "автодиспетчер";
  • прием информации о неисправностях, экстремальных ситуациях;
  • отдача распоряжений о дальнейших действиях машиниста в случае неисправности состава или экстремальной ситуации;
  • контроль за работой станции и выполнением заданий по погрузке и разгрузке вагонов, формированием поездов.  

 

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности поездного диспетчера или диспетчера на железной дороге:

Способности Личностные качества, интересы и склонности
  • быстрая реакция;
  • оперативность;
  • образное мышление (способность мысленно воссоздать сложную обстановку на участке);
  • концентрация внимания (способность в течение долгого времени заниматься определенным видом деятельности);
  • высокий уровень устойчивости внимания;
  • хорошая моторная память (на действия);
  • хорошая координация пальцев;
  • аналитическое мышление;
  • острое зрение;
  • хороший слух;
  • четкая дикция;
  • способность быстро принимать решение;
  • способность прогнозировать;
  • высокий уровень развития памяти (кратковременной, слуховой).
  • эмоциональная устойчивость;
  • выносливость;
  • психическая уравновешенность;
  • усидчивость;
  • пунктуальность;
  • ответственность;
  • наблюдательность;
  • оперативность (быстрая реакция в экстренных ситуациях);
  • организованность;
  • собранность;
  • находчивость.

 

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • безответственность;
  • нечеткая дикция;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • ригидность мышления;
  • невнимательность;
  • отсутствие наблюдательности;
  • тревожность;
  • рассеянность;
  • неаккуратность;
  • быстрая утомляемость;
  • медлительность.

 

Области применения профессиональных знаний:

  • железнодорожный участок. 

Вернуться
 
   
 



 

Вы используете устаревшую версию браузера, не отвечающую современным стандартам.
 

Для корректного отображения сайта, пожалуйста, обновите версию браузера или откройте его в другом браузере.