История профессии "Поездной диспетчер" ("диспетчер на железной дороге")
Возникновение профессии "поездной диспетчер" связано с появлением сети железных дорог. Однако если первая железная дорога была построена в 1825 году, то первая телефонная сеть для регулирования движения поездов была создана в 1884 году. До этого движением поездов руководили при помощи специальной сигнализации люди, которые стояли вдоль железнодорожного полотна через определенные промежутки.
Железнодорожная диспетчеризация является самой старой и самой развитой формой диспетчерского управления. Наибольшее распространение она получила в США. В 1925 году в сети железных дорог работали 5400 диспетчеров, которые обслуживали 339 тыс. км железнодорожного полотна. Диспетчерская система Англии была внедрена в 1913-1920 годах, и она кардинально отличается от других систем: здесь диспетчер обладает лишь контрольными, а не распорядительными функциями.
В России диспетчерское руководство на железных дорогах было внедрено в 1915 году.
Начиная с 1925 года диспетчерская система вводится сначала на Октябрьской и Московско-Казанской дорогах, а к 1934 году действует уже на всей сети дорог России. На сегодняшний день работа диспетчера облегчена за счет большого количества специализированной аппаратуры (система "авто-диспетчер").
Профессиограмма "Поездной диспетчер" ("диспетчер на железной дороге")
Наименование профессии |
поездной диспетчер (диспетчер на железной дороге)
|
Доминирующий способ мышления |
приложение — регуляция
|
Дополнительные способы мышления |
адаптация — координация; производство — выносливость |
Область базовых знаний №1 и их уровень |
маневровая работа, поездная работа, сигнализирование, правила безопасности движения поездов, формирование поездов, уровень 3, высокий (теоретический)
|
Область базовых знаний №2 и их уровень |
поездная работа, сигнализирование, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
|
Профессиональная область |
транспорт
|
Межличностное взаимодействие |
частое по типу "напротив" |
Доминирующий интерес |
конвенциональный
|
Дополнительный интерес |
реалистический
|
Условия работы |
в помещении; сидячий
|
Предпочтительный пол |
— |
Доминирующие виды деятельности профессии "Поездной диспетчер" ("диспетчер на железной дороге"):
- регулировка движения поездов;
- обеспечение безопасности движения поездов;
- уменьшение или увеличение времени стоянки поездов на отдельных пунктах;
- изменение порядка и пунктов безостановочного скрещения и обгона поездов;
- создание условий для безостановочного скрещения поездов;
- контроль за соблюдением правил движения;
- получение сведений о прохождении поездов по станциям определенного участка от дежурного по станции;
- получение информации от машинистов локомотивов движущихся поездов по радиосвязи;
- контроль за графиком исполненного движения поездов и корректировка по нему планового графика;
- контроль за воспроизведением на дисплее поездной ситуации;
- контроль за готовностью маршрутов, открытие сигналов, занятость станционных путей, участков приближения и удаления;
- открытие входных и выходных светофоров;
- установка маршрутов приема и отправления поездов на промежуточных станциях;
- контроль за работой системы "автодиспетчер";
- прием информации о неисправностях, экстремальных ситуациях;
- отдача распоряжений о дальнейших действиях машиниста в случае неисправности состава или экстремальной ситуации;
- контроль за работой станции и выполнением заданий по погрузке и разгрузке вагонов, формированием поездов.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности поездного диспетчера или диспетчера на железной дороге:
Способности |
Личностные качества, интересы и склонности |
- быстрая реакция;
- оперативность;
- образное мышление (способность мысленно воссоздать сложную обстановку на участке);
- концентрация внимания (способность в течение долгого времени заниматься определенным видом деятельности);
- высокий уровень устойчивости внимания;
- хорошая моторная память (на действия);
- хорошая координация пальцев;
- аналитическое мышление;
- острое зрение;
- хороший слух;
- четкая дикция;
- способность быстро принимать решение;
- способность прогнозировать;
- высокий уровень развития памяти (кратковременной, слуховой).
|
- эмоциональная устойчивость;
- выносливость;
- психическая уравновешенность;
- усидчивость;
- пунктуальность;
- ответственность;
- наблюдательность;
- оперативность (быстрая реакция в экстренных ситуациях);
- организованность;
- собранность;
- находчивость.
|
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- безответственность;
- нечеткая дикция;
- эмоциональная неустойчивость;
- ригидность мышления;
- невнимательность;
- отсутствие наблюдательности;
- тревожность;
- рассеянность;
- неаккуратность;
- быстрая утомляемость;
- медлительность.
Области применения профессиональных знаний:
|