История профессии "Специалист по связям с общественностью (PR — public relations)"
Теория public relations (связи с общественностью) была создана в 60-х годах XX века на Западе ученым Сэмом Блэком. Теория имела громкий успех и получила широкое практическое применение.
Теория базируется на принципе "открытости организации для широкой общественности".
Кроме того, предпосылкой создания PR-агентств стал тот факт, что на Западе работа любой компании базируется на открытых и частых взаимоотношениях с прессой.
В России "прародителями" PR-агентов были комсомольские и пионерские лидеры, которые присутствовали в любой организации, на любом предприятии и проводили специальные мероприятия для работников (развлекательные, спортивные и т.д.). Кроме того, в СССР всегда существовали люди, которые занимались "имиджем" партийных лидеров.
В России появление PR-работников произошло в начале 1990-х годов, что связано с изменением идеологии, переходом России к рыночной экономике, появлением конкуренции, рекламы. Все это заставляет новые, появляющиеся компании создавать свою марку, свой благоприятный имидж, чем и занимаются PR-работники.
Профессиограмма "Специалист по связям с общественностью (PR
—
public relations)"
Наименование профессии |
специалист по связям с общественностью (PR
—
public relations)
|
Доминирующий способ мышления |
адаптация — координация
|
Дополнительные способы мышления |
приложение — регуляция; креативность — оригинальность |
Область базовых знаний №1 и их уровень |
реклама, психология рекламы, организационная психология, социология, право (предпринимательское, коммерческое, административное), уровень 3, высокий (теоретический)
|
Область базовых знаний №2 и их уровень |
маркетинг, риторика, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
|
Профессиональная область |
администрирование (управление)
|
Межличностное взаимодействие |
частое по типу "напротив"
|
Доминирующий интерес |
предприимчивый
|
Дополнительный интерес |
социальный
|
Условия работы |
в помещении / вне помещения; мобильный
|
Предпочтительный пол |
— |
Доминирующие виды деятельности профессии "Специалист по связям с общественностью":
- создание и поддержание благоприятного имиджа компании;
- наладка информационных потоков;
- работа с прессой;
- предоставление интервью прессе от лица компании;
- организация и проведение пресс-конференций (в случае какого-либо крупного события или в кризисной ситуации);
- организация и проведение брифингов (для специализированной прессы);
- заказ платных публикаций в прессе;
- принятие участия в разработке сайтов компании;
- организация и проведение специализированных выставок (создание концепции стенда и его оформление);
- организация промоакций (раздача рекламных материалов);
- организация психологических и организационных тренингов для сотрудников компании;
- организация и проведение "дней компании" для создания благоприятного психологического климата в компании;
- написание программ и проведение различных мероприятий в компании (спортивные, развлекательные и т.д.);
- организация конкурсов внутри компании.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью:
Способности |
Личностные качества, интересы и склонности |
- коммуникативные навыки;
- организационные способности;
- развитое творческое мышление и воображение;
- развитые вербальные способности (умение ясно и лаконично излагать свои мысли);
- высокая степень активности поведения;
- умение работать в команде;
- умение оставаться "в тени";
- способность влиять на окружающих;
- развитые аналитические способности.
|
- активность;
- энергичность;
- коммуникабельность;
- уверенность в себе;
- ответственность;
- умение приспосабливаться к требованиям окружающей среды;
- выдержанность;
- доброжелательность;
- эрудированность.
|
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- пассивность, безынициативность;
- медлительность;
- неразвитое творческое мышление;
- замкнутость;
- несообразительность;
- отсутствие организаторских способностей;
- неуверенность в себе;
- косность (неумение, нежелание изменять свое поведение под влиянием окружающей среды);
- неорганизованность.
Области применения профессиональных знаний:
- PR-агентства;
- отделы по связям с общественностью в различных компаниях;
- команда политического деятеля.
|