История профессии "Учитель"
Педагогика, как, наверное, известно многим, в переводе с греческого означает "детовождение", то есть воспитание детей, подготовка их к жизни в обществе.
Как сложившаяся наука педагогика занимается раскрытием сущности, целей, задач и закономерностей воспитания, определяет содержание образования и методику обучения. Начало развития педагогики относится к древним векам. Зародилась педагогика в виде правил и наставлений для взрослых по уходу за детьми и наблюдению за их поведением. Педагогические традиции, положившие начало развитию педагогики как науки, появились в Древней Греции в V-IV веках до нашей эры.
Профессиограмма "Учитель"
Наименование профессии |
учитель
|
Доминирующий способ мышления |
адаптация — формализация
|
Дополнительные способы мышления |
приложение — процедура; креативность — гибкость |
Область базовых знаний №1 и их уровень |
гуманитарные, естественные науки или математика и статистика (зависит от специальности), уровень 3, высокий (теоретический)
|
Область базовых знаний №2 и их уровень |
педагогика и психология, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
|
Профессиональная область |
педагогика
|
Межличностное взаимодействие |
частое по типу "напротив" |
Доминирующий интерес |
социальный
|
Дополнительный интерес |
артистический
|
Условия работы |
в помещении; мобильный
|
Предпочтительный пол |
— |
Доминирующие виды деятельности профессии "Учитель":
- обучение различным наукам;
- объяснение нового материала доступными для данного возраста и индивидуальных особенностей средствами;
- контроль за усвоением материала;
- проведение воспитательной работы с детьми;
- помощь в раскрытии творческого потенциала, способностей и возможностей учащихся;
- выявление интересов и склонностей учеников для адекватного подбора программ и методов обучения;
- изучение индивидуальных особенностей детей и оказание эффективного психолого-педагогического воздействия на них;
- построение программы обучения на основе знания общих возрастных закономерностей развития детей;
- оказание помощи в формировании личности ученика;
- содействие развитию у учеников стремления к освоению новых знаний;
- организация внеклассных групповых мероприятий, ведение дискуссий, диспутов, собраний;
- объяснение текущих социальных событий и явлений;
- участие в разработке и внедрении образовательных, учебных программ;
- составление тематических и урочных планов;
- оформление документации (журналов, отчетов).
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности учителя:
Способности |
Личностные качества, интересы и склонности |
- преподавательские способности;
- ораторские способности;
- организаторские способности;
- вербальные способности (умение говорить ясно, четко, выразительно);
- коммуникативные способности (навыки общения и взаимодействия с людьми);
- хорошее развитие памяти;
- высокий уровень распределения внимания (способность уделять внимание нескольким объектам одновременно);
- психическая и эмоциональная уравновешенность;
- способность к сопереживанию.
|
- склонность к работе с детьми;
- умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой;
- высокая степень личной ответственности;
- самоконтроль и уравновешенность;
- терпимость, безоценочное отношение к людям;
- интерес и уважение к другому человеку;
- стремление к самопознанию, саморазвитию;
- оригинальность, находчивость, разносторонность;
- тактичность;
- целеустремленность;
- артистизм;
- требовательность к себе и другим;
- наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии ребенка, в формировании его умений, навыков, зарождении потребностей и интересов).
|
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- неорганизованность;
- психическая и эмоциональная неуравновешенность;
- агрессивность;
- ригидность мышления (неспособность изменять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды);
- эгоистичность;
- отсутствие организаторских способностей.
Области применения профессиональных знаний:
- образовательные учреждения (школы, детские сады, вузы);
- социальные организации (детские дома, приюты, интернаты, детские центры творчества и досуга);
- работа в правоохранительных органах (детские приемники-распределители, колонии);
- Российская академия образования;
- городские и муниципальные учебно-методические центры.
|