История профессии "Математик"
Математика родилась из практических нужд человека, из необходимости считать предметы, измерять величины. Рассмотрение математических задач, решавшихся в Древнем Египте и Вавилоне, показывает, что еще в глубокой древности возникли некоторые приемы вычислений. Разработкой методов решения алгебраических уравнений занимались еще ученые Древнего Китая, арабские и среднеазиатские ученые, среди которых был и ал-Каши. Первым европейским математиком, который решал числовые уравнения, был Виет.
Потребность измерения расстояний и площадей привела к созданию на Руси рукописей геометрического содержания практического характера. Первые сведения о таких рукописях относятся к XVI веку. В Эрмитаже хранится камень с надписью о том, что было измерено расстояние между городами Таманью и Керчью по льду через Керченский пролив.
Постепенно под влиянием ученых определялись новые математические отрасли. Зарождению алгебры мы обязаны французскому математику Э. Галуа. Среди ученых нашего времени числятся и русские ученые Н.Г. Чеботарев, О.Ю. Шмидт и другие.
Труд математиков имеет в наши дни всестороннее прикладное значение. Процесс внедрения математических методов исследования происходит практически во всех науках, в технике, в том числе в области общественных наук. Этот процесс получил название математизации научного знания. Он ускорился, когда появились вычислительные машины, и сейчас без математики не обходится ни один современный человек.
Профессиограмма "Математик"
Наименование профессии |
математик
|
Доминирующий способ мышления |
адаптация — координация
|
Дополнительные способы мышления |
приложение — процедура; креативность — оригинальность |
Область базовых знаний №1 и их уровень |
математика, статистика уровень 3, высокий (теоретический)
|
Область базовых знаний №2 и их уровень |
математика, статистика уровень 2, средний (практическое использование знаний)
|
Профессиональная область |
математика
|
Межличностное взаимодействие |
частое по типу «рядом»
|
Доминирующий интерес |
исследовательский
|
Дополнительный интерес |
конвенциональный
|
Условия работы |
в помещении; сидячий
|
Предпочтительный пол |
— |
Доминирующие виды деятельности профессии "Математик":
- исследование теоретических объектов самой математики и разработка методов решения задач с применением вычислительных методов и вычислительно-технических средств;
- решение теоретических проблем математики, т.е. построение математических моделей (количественных характеристик реальных вещей) для изучения жизненных процессов;
- изучение свойств математических моделей и произведение операций с ними;
- перевод данных математического исследования с языка чисел на язык слов и понятий;
- разработка системы математического обеспечения решения научно-технических и производственных задач;
- изучение информации о решаемой задаче и ее последующий анализ;
- составление алгоритма решения задачи (математическое описание задачи, приведение ее к математической форме, выбор наиболее рациональных методов решения задачи);
- разработка математической модели задачи;
- анализ, координация и определение возможностей использования уже существующих алгоритмов решения задач;
- разработка новых и совершенствование имеющихся методов математического обеспечения решения задач;
- научные проектные работы по расширению областей применения математического знания и вычислительной техники.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности математика:
Способности |
Личностные качества, интересы и склонности |
- математические способности;
- аналитические способности;
- логическое мышление;
- высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания (способность сосредоточиваться и длительное время сохранять внимание на определенном объекте или виде деятельности);
- хорошее развитие кратковременной памяти;
- память на числа и символы;
- пространственное воображение.
|
- эрудированность;
- склонность к анализу;
- любознательность;
- методичность;
- склонность к детализации информации;
- склонность к научно-исследовательской работе;
- терпеливость;
- "педантизм" в работе с цифрами.
|
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- гуманитарный склад ума;
- неумение анализировать информацию;
- рассеянность;
- непоследовательность в действиях;
- мечтательность.
Области применения профессиональных знаний:
- лаборатории;
- оборонная промышленность;
- отраслевые, специализированные научно-практические организации (НИИ, научно-производственные центры разных направлений);
- работа в вычислительных центрах;
- учебно-образовательные заведения (школы, колледжи, техникумы, вузы).
50%/tr
|