История профессии "Маркетолог"
Маркетинг — деятельность, направленная на продвижение продукции к потребителю, занятие определенной рыночной ниши путем исследования рыночной конъюнктуры сложившейся группы товаров на рынке. Цель маркетинговой деятельности — сформировать потребность, а затем спрос потребителей на определенный товар, продвинуть его на рынке, максимизировать сбыт и прибыль.
Профессия маркетолога имеет большой исторический путь развития. Уже со времен первых торговых предприятий (купцов) остро встал вопрос конкуренции между ними. Постепенно предпринимались первые шаги к изучению рынка. Этот факт можно считать предпосылкой к возникновению данной профессии.
Со временем технический прогресс рождал все большее укрупнение рынков и изощренность методов конкуренции, что наиболее ярко проявилось в эпоху капитализма. Именно в это время профессия маркетолога оформилась как самостоятельная деятельность. На сегодняшний день, учитывая бурные процессы глобализации и интернационализации рынка, можно сказать, что профессия маркетолога становится незаменимой и одной из важнейших в экономике.
Профессиограмма "Маркетолог"
Наименование профессии |
маркетолог
|
Доминирующий способ мышления |
адаптация — координация
|
Дополнительные способы мышления |
приложение — процедура; креативность — гибкость |
Область базовых знаний №1 и их уровень |
экономика, социология, психология, уровень 3, высокий (теоретический)
|
Область базовых знаний №2 и их уровень |
математика, статистика, иностранный язык, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
|
Профессиональная область |
сфера обслуживания
|
Межличностное взаимодействие |
частое
|
Доминирующий интерес |
предпринимательский
|
Дополнительный интерес |
социальный
|
Условия работы |
в помещении / вне помещения; мобильный
|
Предпочтительный пол |
— |
Доминирующие виды деятельности профессии "Маркетолог":
- подготовка проектов по продвижению и реализации продукции;
- проведение опросов по поводу продвигаемого товара (анкетирование и т.д.);
- сбор информации о товарах похожих групп, похожих ситуациях на рынке;
- сбор информации о торговых марках, фирмах, занимающихся выпуском схожих товаров, коммерческой информации;
- проведение рекламных акций и презентаций продвигаемой продукции;
- формирование определенного имиджа товара на рынке.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности маркетолога:
Способности |
Личностные качества, интересы и склонности |
- хорошо развитые аналитические способности: умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать ее;
- развитые коммуникативные способности (умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения, развитость каналов вербального и невербального общения, профессиональная компетентность и т.д.);
- высокий уровень понятийного мышления;
- умение принимать решения в неопределенных ситуациях;
- способность управлять собой;
- развитые организаторские способности (включающие такие качества, как целеустремленность, решительность, творческий подход и т.д.).
|
- креативность;
- критичность;
- требовательность;
- ответственность (способность брать на себя ответственность за результаты своей деятельности);
- гибкость (умение гибко реагировать на разные изменения в ситуациях);
- способность к планированию организаторской деятельности;
- стремление к порядку, технологичности и нормативности;
- развитая интуиция;
- эрудированность, энергичность;
- уверенность в себе, принимаемых решениях;
- целеустремленность, действенность;
- стремление к постоянному личностному росту.
|
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- неспособность сопоставлять и анализировать факты;
- нерешительность, неуверенность в себе;
- отсутствие интереса к выполняемой работе;
- низкий уровень развития или отсутствие организаторских и коммуникативных способностей;
- неорганизованность, недисциплинированность, безынициативность;
- косность, ригидность;
- склонность перекладывать ответственность на других;
- узость кругозора;
- неумение управлять собой (вспыльчивость, импульсивность);
- неумение противостоять внешним факторам.
Области применения профессиональных знаний:
- промышленность;
- торговля;
- строительство и сельское хозяйство;
- транспорт и связь;
- гостиничный и ресторанный бизнес;
- туристические компании.
|