История профессии "Продавец"
Торговое ремесло — одно из древнейших занятий человека. Оно появилось тогда, когда были придуманы первые деньги, и людям необходимо было обменять товар на товар или товар на деньги.
Однако слово "продавец" пришло в наш обиход лишь в конце XIX века, когда в России стали появляться крупные торговые предприятия и универмаги.
До этого люди, занимавшиеся торговлей, назывались по-разному.
Долгое время центральной фигурой в торговле оставался купец. Он разъезжал по городам, продавал, покупал, перепродавал.
Другой видной фигурой в русской торговле после купца был прасол — скупщик.
Он ездил по деревням и скупал сельские продукты, скот, рыбу, а затем формировал из них партии и выгодно перепродавал более крупным торговцам.
Наряду с прасолами на российском рынке действовала многочисленная группа мелких торговцев (офеней, ходебщиков, коробейников, щепетильников), занимающихся развозом промышленных изделий.
Историю развития торговли легко проследить по дошедшим до нас архитектурным памятникам — гостиным дворам (например, в Москве на Варварке).
Другой вид торговых зданий — торговые ряды. Особенно шумно и многолюдно было в торговых рядах во время ярмарок.
Мало кто не слышал о Нижегородской, Сорочинской, Харьковской ярмарках.
В 1575-1610 годах в России вышла первая "Торговая книга", содержащая сведения товароведческого характера.
В 1810 году была создана первая в России московская практическая академия коммерческих наук.
В 1962 году в Лейпциге были приняты общие принципы классификации промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Профессиограмма "Продавец"
Наименование профессии |
продавец
|
Доминирующий способ мышления |
приложение — процедура
|
Дополнительный способ мышления |
адаптация
—
формализация; производство — выносливость |
Область базовых знаний №1 и их уровень |
товароведение и организация торговли, экономика торговли, уровень 3, высокий (теоретический)
|
Область базовых знаний №2 и их уровень |
техника торговли, психология торговли, эстетика торговли, арифметика, бухгалтерский учет в торговле, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
|
Профессиональная область |
сфера обслуживания
|
Межличностное взаимодействие |
частое по типу "напротив"
|
Доминирующий интерес |
предприимчивый |
Дополнительный интерес |
социальный
|
Условия работы |
в помещении / вне помещения; мобильный |
Предпочтительный пол |
— |
Доминирующие виды деятельности профессии "Продавец":
- проверка наличия товара в отделе до начала рабочего дня;
- подготовка товара к продаже (расположение, оформление продукции, расположение ценников);
- подготовка в подсобном помещении тележек и контейнеров с товаром для предотвращения перебоя в торговле;
- предложение товара и обслуживание покупателей;
- ознакомление покупателя с ассортиментом и помощь в выборе покупки;
- информирование покупателей о назначении, свойствах и качестве товара;
- предоставление покупателю кратких сведений о технологии производства товара;
- информирование покупателей о ценах, выписка чеков и подсчет стоимости товара;
- выдача товаров по оплаченным чекам или непосредственный прием денег за товар, обмен товара (при предъявлении чека);
- поддержание чистоты и порядка на витрине, рабочем месте в течение рабочего дня и оформление оконных и внутримагазинных витрин;
- изучение спроса покупателей и получение товара со склада, базы.
Продавец непродовольственных товаров:
- проверка и демонстрация действия товара (электроприборов, музыкальных инструментов, часов, игрушек и т.д.);
- информирование покупателей о моде текущего сезона;
- оформление гарантийных паспортов на товар;
- подбор, примерка, отрез, комплектация товара и помощь в определении размера изделий.
Продавец продовольственных товаров:
- взвешивание, упаковка и отпуск товара;
- информирование покупателей об особенностях, кулинарном назначении и питательной ценности продаваемых изделий;
- работа с оборудованием (весы, холодильники, режущие машины и аппараты).
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности продавца:
Способности |
Личностные качества, интересы и склонности |
- грамотная, краткая, выразительная, понятная речь;
- оперативность;
- хорошая память;
- развитое обоняние / тактильная чувствительность / зрительная чувствительность (в зависимости от специфики отдела или магазина);
- хороший глазомер;
- развитое воображение;
- большой объем, концентрация, распределение и переключение внимания;
- выдержка;
- артистичность.
|
- общительность;
- самоконтроль (умение управлять собой - эмоциями, поступками, поведением);
- терпение;
- выдержка;
- снисходительность;
- ровное и спокойное отношение к людям;
- эмоциональная устойчивость;
- оперативность;
- расторопность;
- внимательность;
- ответственность;
- честность;
- доброжелательность;
- наблюдательность;
- умение убеждать.
|
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- плохая память;
- нечеткая речь (заикание и т.д.);
- медлительность;
- нерасторопность;
- грубость.
Области применения профессиональных знаний:
- магазины (продовольственные, непродовольственные);
- специализированные магазины (спортивные, хозяйственные и т. д.);
- универмаги;
- супермаркеты;
- салоны-магазины;
- торгово-оптовые склады;
- рынки;
- торговые ряды;
- торговые точки.
|