История профессии "Дизайнер"
Слово "дизайнер" происходит от английских слов "industrialdesighn", которые в переводе означают проектирование, создание промышленных изделий. Еще с древних времен человек пытался как-то улучшить условия своего существования. Всегда приятно видеть свой дом теплым и уютным, а рабочее место удобным и комфортным. Все предметы, окружающие нас, могут быть полезны, удобны, экономичны и красивы, должны служить сохранению здоровья и способствовать душевному спокойствию человека. Создание таких вещей и является основной задачей дизайнера. XX век охарактеризован развитием науки и техники, успехами научно-технической революции, стремлением к экономичности и красоте, что сделало возможным появление новой профессии дизайнера, без которой в настоящее время не обходится ни одна отрасль промышленности.
Профессиограмма "Дизайнер"
Наименование профессии |
дизайнер
|
Доминирующий способ мышления |
адаптация — координация
|
Дополнительный способ мышления |
креативность — гармония |
Область базовых знаний №1 и их уровень |
изобразительное искусство, уровень 3,высокий (теоретический)
|
Область базовых знаний №2 и их уровень |
черчение, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
|
Профессиональная область |
дизайнерское искусство
|
Межличностное взаимодействие |
частое по типу "рядом" / "вместе"
|
Доминирующий интерес |
артистический
|
Дополнительный интерес |
предпринимательский
|
Условия работы |
в помещении; мобильный
|
Предпочтительный пол |
— |
Доминирующие виды деятельности профессии "Дизайнер":
- создание новых проектов предметного окружения современного человека для улучшения условий труда;
- разработка художественно-конструкторских проектов изделий производственного и бытового назначения, оформление интерьера помещений, офисов;
- разработка деталей внешнего оформления изделий, интерьера;
- изучение требований заказчиков к проектируемым изделиям и технических возможностей их изготовления;
- подбор материалов для изготовления изделий;
- контроль за реализацией замысла на этапах проектирования, изготовления, испытания и презентации готового изделия заказчику;
- разработка технической документации на проектируемые изделия (эскизные и рабочие чертежи, демонстрационные рисунки, схемы, рабочие проекты, модели);
- работа, связанная с упаковкой и рекламой конструируемых изделий;
- проектирование изделий и объектов с учетом имеющихся недостатков, следуя современным тенденциям;
- оценка значимости создаваемых изделий для каждого потребителя в отдельности и для общества в целом;
- оказание консультативной помощи предприятиям, организациям и частным лицам.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности дизайнера:
Способности |
Личностные качества, интересы и склонности |
- творческие способности;
- художественные способности;
- умение донести, передать основной замысел (идею) с помощью графического изображения, макета;
- аналитические способности;
- высокий уровень развития воображения;
- развитое пространственно-образное мышление;
- хорошие зрение и глазомер;
- чувство гармонии и вкуса;
- способность воспринимать, различать широкий спектр цветов и их оттенков.
|
- открытость для восприятия нового;
- оригинальность, находчивость;
- независимость, самостоятельность;
- интуитивность;
- ответственность;
- реалистичность;
- наблюдательность (способность подмечать даже незначительные мелочи и недостатки);
- общительность.
|
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- отсутствие вкуса;
- ригидность мышления (неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с изменяющимися условиями среды);
- недостаточно развитое пространственно-образное мышление;
- отсутствие воображения.
Области применения профессиональных знаний:
- сфера культуры и быта;
- моделирующие и производственные организации;
- конструкторские бюро при министерствах и ведомствах;
- исследовательские, проектные институты;
- художественно-конструкторские подразделения на промышленных предприятиях;
- театры, дворцы культуры;
- образовательные учреждения (колледжи, техникумы, вузы).
|