История профессии "Биолог"
Биология (от греческого bios — жизнь и logos — наука) изучает жизнь во всех ее проявлениях. Современная биология уходит корнями в древность и берет начало в странах Средиземноморья (Древний Египет, Древняя Греция). В XIX веке резко возросло число изучаемых биологами объектов, поэтому ботаника, зоология тоже стали дробиться на разделы, которые впоследствии сформировались в самостоятельные отрасли биологии (эмбриология, гистология, микробиология и т.д.). В настоящее время работа биологов приобретает огромное практическое значение для медицины, сельского хозяйства, промышленности, разумного использования природных ресурсов и охраны природы. Ведется много интересных и новых исследований, особенно в таких областях, как биотехнология, генная инженерия.
Профессиограмма "Биолог"
Наименование профессии |
биолог |
Доминирующий способ мышления |
адаптация — координация |
Дополнительные способы мышления |
приложение — регуляция; креативность — оригинальность |
Область базовых знаний №1 и их уровень |
естественные науки (биология, химия, физика), уровень 3, высокий (теоретический) |
Область базовых знаний №2 и их уровень |
естественные науки (биология, химия, физика), уровень 2, средний (практическое использование знаний) |
Профессиональная область |
биология |
Межличностное взаимодействие |
частое по типу "рядом" |
Доминирующий интерес |
исследовательский |
Дополнительный интерес |
реалистический |
Условия работы |
в помещении; мобильный |
Предпочтительный пол |
— |
Доминирующие виды деятельности профессии "Биолог":
- исследование общих свойств и закономерностей развития живых организмов;
- изучение вопросов систематизации живых существ;
- изучение видового многообразия растений, их строения, особенностей жизнедеятельности, закономерностей индивидуального и исторического развития, распространения этих растений, взаимоотношения их со средой обитания (ботаники);
- изучение особенностей анатомии и физиологии различных животных, закономерностей их развития, особенностей поведения, многообразия видов и типов (зоологи);
- исследование закономерностей размножения и распространения болезнетворных бактерий и вирусов, а также паразитических организмов и выявление на основе этого способов успешной борьбы с инфекционными и паразитарными заболеваниями человека и животных (вирусологи, микробиологи);
- изучение строения человека и особенностей его жизнедеятельности, аномалий развития отдельных органов и организма в целом (анатомы и физиологи);
- изучение формы размножения живых организмов, особенностей размножения и развития у разных классов и видов;
- изучение основ наследственности и изменчивости, закономерностей наследования и изменения признаков в ряду поколений организмов, исследование структуры и функции генов (генетики);
- выведение более продуктивных сортов растений и пород животных с использованием знания генетики и селекции;
- разработка комплекса мероприятий по охране и увеличению численности животных, улучшению их продуктивных свойств;
- рассмотрение проблем совершенствования агротехники и зоотехники;
- изучение физических и физико-химических явлений в живых организмах, влияния различных физических факторов на живые системы (биофизики);
- проведение биохимических исследований, позволяющих полнее использовать получаемые вещества растительного и животного происхождения, а также их лабораторного и промышленного синтеза (биохимики);
- подготовка и постановка биологических исследований (техническая работа);
- работа в лабораторных исследованиях с биологическим материалом на клеточном и внутриклеточном уровнях (пробы, анализы);
- проведение различных исследований с целью улучшения условий в области сельского хозяйства, лесного и промышленного хозяйства;
- рассмотрение и решение вопросов охраны природы и приумножения ее богатств.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности биолога:
Способности |
Личностные качества, интересы и склонности |
- высокий уровень развития зрительного восприятия цвета;
- хорошее развитие концентрации внимания (способность длительное время сосредоточиваться на одном объекте, предмете, не отвлекаясь на другие);
- творческое мышление;
- богатое воображение;
- способность подмечать незначительные изменения в окружающей обстановке;
- развитие образной зрительной памяти;
- способность быстро принимать важные решения;
- аналитические способности.
|
- любознательность;
- терпеливость;
- наблюдательность, созерцательность;
- скрупулезность в работе;
- аккуратность;
- интерес к живым организмам;
- склонность к лабораторной работе.
|
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- отсутствие интереса к природе;
- низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания (неспособность длительное время удерживать внимание на одном предмете, не отвлекаясь и не ослабляя внимания);
- склонность к подвижным видам деятельности;
- плохое развитие ручной моторики;
- стремление к активному взаимодействию с другими людьми.
Области применения профессиональных знаний:
- лаборатории при научно-исследовательских институтах;
- природоохранные организации;
- экологические организации;
- ботанические и зоологические сады, заповедники;
- отрасли сельского хозяйства;
- сфера образования (вузы, колледжи, школы).
|