История профессии "Дефектолог"
Понятие "дефект" произошло от латинского слова defectus, что означает изъян, недостаток. В свою очередь, слово "дефектология" содержит в себе две части ("дефект" и "логия") — это педагогическая наука, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей. Она включает в себя логопедию, олигофренопедагогику, сурдо-педагогику и тифлопедагогику. Изучением детей с нарушениями развития занимаются медицина,педагогика и психология. Особенностями развития, обучения и воспитания аномальных детей начали активно заниматься еще в начале XX века, так как только своевременная диагностика может помочь ребенку с нарушениями развиваться практически так же, как и обычному. Дефектолог с помощью специальных средств, коррекционной работы может достигнуть значительной компенсации — восстановления или замещения нарушенной у ребенка функции.
Профессиограмма "Дефектолог"
Наименование профессии |
дефектолог
|
Доминирующий способ мышления |
адаптация — формализация
|
Дополнительный способ мышления |
приложение — диагностика |
Область базовых знаний №1 и их уровень |
медицина, уровень 3, высокий (теоретический)
|
Область базовых знаний №2 и их уровень |
педагогика и психология, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
|
Профессиональная область |
педагогика
|
Межличностное взаимодействие |
частое по типу "напротив"
|
Доминирующий интерес |
социальный
|
Дополнительный интерес |
исследовательский
|
Условия работы |
в помещении; сидячий
|
Предпочтительный пол |
— |
Доминирующие виды деятельности профессии "Дефектолог":
- воспитание и обучение детей, имеющих физические и умственные недостатки: олигофренопедагогика - воспитание и обучение умственно отсталых детей, сурдопедагогика - работа с глухими и слабо-слышащими детьми, тифлопедагогика - работа со слепыми и слабо-видящими детьми, логопедия - постановка правильной и устной речи, исправление ее недостатков.
- работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по предупреждению и коррекции отдельных нарушений;
- отбор детей в специальные группы с учетом их отклонений;
- диагностика и последующая коррекция имеющихся нарушений у детей;
- составление программ деятельности специализированных учебно-воспитательных учреждений;
- организация деятельности учебно-воспитательных учреждений для детей с физическими и умственными недостатками;
- адаптация (подготовка) аномальных детей к жизни в обществе;
- разработка различных программ адаптации детей с отклонениями;
- подготовка детей, имеющих какие-либо нарушения, к трудовой деятельности.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности дефектолога:
Способности |
Личностные качества, интересы и склонности |
- умение грамотно выражать свои мысли (вербальные способности);
- навыки общения и взаимодействия с людьми;
- ораторские способности;
- хороший слух (способность улавливать мельчайшие изменения и особенности произношения различных звуков);
- хорошее владение артикуляцией (способность правильно показать мимикой способы и особенности произношения слов и звуков);
- хорошее развитие кратковременной и долговременной памяти;
- высокий уровень концентрации и переключения внимания (способность в течение длительного времени сосредоточиваться на одном предмете при одновременном отключении от других и способность быстро переходить с одного вида деятельности на другой);
- логическое мышление;
- высокий уровень развития творческого мышления.
|
- умение слушать и понимать других людей;
- тактичность;
- доброжелательность, этичность;
- бескорыстность;
- чуткость;
- терпимость к недостаткам людей;
- внимательность;
- отзывчивость;
- креативность (творческое начало).
|
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- дефекты речи, слуха у специалиста данной профессии;
- необщительность;
- отсутствие склонности к работе с детьми;
- эмоциональная неуравновешенность;
- агрессивность;
- ригидность мышления (неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации).
Области применения профессиональных знаний:
- поликлиники;
- детские учебно-воспитательные учреждения (детские сады и школы, интернаты);
- специализированные детские сады для детей с недостатками развития;
- специальные школы для детей с различными нарушениями;
- частная практика.
|